Современные аспекты лечения острых кишечных инфекций у детей

Современные аспекты лечения острых кишечных инфекций у детей

Острые кишечные инфекции у детей остаются актуальной проблемой педиатрии ввиду их значительной распространенности, не всегда эффективного применения этиотропных препаратов для их лечения, сопутствующих нарушений качественного и количественного состава микробиоценоза кишечника.

Ю.П. Харченко, И.В. Юрченко, Л.А. Иванова, Одесский государственный медицинский университет, Одесская городская инфекционная больница

Острые кишечные инфекции (ОКИ) у детей остаются актуальной проблемой педиатрии ввиду их значительной распространенности, не всегда эффективного применения этиотропных препаратов для их лечения, сопутствующих нарушений качественного и количественного состава микробиоценоза кишечника [1].
Среди этиологических факторов ОКИ ведущее место занимают шигеллы, сальмонеллы, эшерихии, иерсинии и условно-патогенные бактерии. Велик также удельный вес ротавирусов, энтеровирусов и аденовирусов [2]. Под воздействием возбудителей и их токсинов у больных с ОКИ развиваются синдромы интоксикации, гастроэнтероколита с нарушениями процессов мембранного и полостного гидролиза, а также функций сердечно-сосудистой системы, печени, почек и других органов и систем.
Перенесенные ОКИ, ослабление общего иммунитета, развитие антибиотикорезистентности микроорганизмов вследствие нерационального использования антибактериальных препаратов и ряд других причин приводят к нарушению качественного и количественного состава нормальной бактериальной флоры кишечника детского организма.
Изменение состава флоры кишечника соответственно приводит к нарушению ее функций: антагонистической, пищеварительной, синтетической (в том числе и витаминообразующей), дезинтоксикационной, ферментативной, антианемической, иммунной, трофической, энергетической и др. Также нарушаются перистальтика и барьерная функция кишечника, местный и системный иммунитет, что может приводить к транслокации микрофлоры и развитию тяжелого септического течения болезни.
У больных с ОКИ формируется кишечный дисбактериоз различной степени выраженности и этиологии (стафилококковой, стрептококковой, протейной, клебсиеллезной, энтерококковой, псевдомонадной, кандидозной или смешанной). Ведущая роль в формировании дисбактериоза кишечника принадлежит нарушению популяционного уровня анаэробов, в том числе лактобактерий и бифидобактерий.
Все вышеизложенное обусловливает необходимость применения в комплексе терапевтических воздействий при острых кишечных заболеваниях наряду с антибактериальными средствами и инфузионной терапией препаратов из живых культур представителей нормальной микрофлоры кишечника человека и веществ микробного происхождения, оказывающих положительный эффект на физиологические, биохимические, иммунные реакции организма путем оптимизации состава микробной экосистемы.
Среди пробиотиков особое место занимают препараты на основе Lactobacillus и/или Bifidobacterium.
Особый интерес вызывает недавно появившийся на рынке Украины препарат Бифи-форм детский («Ферросан», Дания), разработанный специально для детей младшего возраста в форме порошка и жевательных таблеток. Комплексный препарат содержит бактерии Lactobacillus GG – 109 КОЕ/таб и Bifidobacterium lactis – 109 КОЕ/таб, которые действуют синергично. Дополнительно в состав Бифи-форма детского включены витамины В1 и В6, обеспечивающие баланс нормальной кишечной микрофлоры (по 0,4 и 0,5 мг соответственно). Позитивный эффект препарата заключается в создании колоний, защищающих пищеварительный тракт путем конкурентного вытеснения из него патогенной микрофлоры. Lactobacillus GG способствуют увеличению адгезии Bifidobacterium в кишечнике более чем в 2 раза.
Lactobacillus GG и Bifidobacterium продуцируют вещества, ингибирующие рост патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, конкурируют с патогенными микроорганизмами за пищевые субстраты, замедляют рост Clostridium difficile, препятствуют транслокации микрофлоры из толстого кишечника в тонкий. Lactobacillus GG полностью ингибирует присоединение Escherichia coli в культуре человеческих клеток in vitro. Lactobacillus и Bifidobacterium угнетают рост патогенных микроорганизмов с помощью продукции молочной, уксусной и других органических кислот с закономерным снижением полостного рН кишечника, продукции перекиси водорода, спирта и лизоцима, веществ со значительной антибиотической активностью, интерферонов, интерлейкина-1 [3].
Немаловажным является повышение иммунной реактивности организма за счет активации иммунных реакций в сыворотке крови и кишечнике, усиления выработки антител, уменьшения воспалительных реакций в кишечнике у гиперчувствительных к молоку лиц.
Нормальная кишечная микрофлора способствует также восстановлению энергии и нутриентов с помощью ферментации углеводов, участвует в обмене азота, благоприятно влияет на развитие слизистой оболочки кишечника, всасывание воды и питательных веществ.
Включение в комплекс Бифи-форма детского витаминов В1 и В6 обусловлено нередким развитием гиповитаминоза при ОКИ вследствие нарушений нормального состава микрофлоры кишечника, участвующей в синтезе витаминов.
Удобная форма выпуска препарата (отсутствие защитной капсулы) возможна благодаря уникальной устойчивости Lactobacillus GG к воздействию кислой среды желудка и желчных кислот.
Следует отметить, что Lactobacillus GG имеет стабильный геном, а европейскими специалистами Lactobacillus GG и Bifidobacterium lactis присвоен статус безопасных.
Целью нашего исследования было изучение клинической эффективности Бифи-форма детского при острых кишечных заболеваниях у детей.

Материалы и методы исследования
Основную группу наблюдения составили 29 детей (15 мальчиков [51,7%] и 14 девочек [48,3%]) в возрасте от 1 до 3,5 лет, которые находились на лечении в стационаре Одесской городской инфекционной больницы с диагнозом ОКИ (гастроэнтерит, гастроэнтероколит или энтероколит с токсикозом и эксикозом 1-2 ст. или без таковых), вызванной патогенной и условно-патогенной флорой. Все пациенты имели легкие и среднетяжелые формы ОКИ, у 3 из них обнаружен стафилококковый энтероколит, у 1 – сальмонеллез, у 2 – ОКИ, вызванные протеем, еще у 3 – ОКИ псевдомонадной этиологии, у 2 – ОКИ вирусной этиологии. У 18 детей установить этиологический возбудитель не удалось.
Контрольную группу составили 20 детей с ОКИ, которые по возрасту, диагнозу и тяжести заболевания соответствовали основной группе. Распределение больных по этиологическому фактору ОКИ представлено в таблице 1.
Как видно из таблицы 1, обе группы были одинаковыми по спектру нозологических форм ОКИ. Преобладали дети с инвазивными диареями, вызванными сальмонеллой, шигеллой, а также условно-патогенной флорой (стафилококком, протеем и др). Энтероколит неясной этиологии наблюдался у 62% детей основной группы и 50% детей контрольной группы.
Анализ жалоб при поступлении и данных анамнеза болезни выявил, что заболевание во всех случаях начиналось остро, с развития синдрома диареи и общеинфекционных симптомов. В первые сутки после начала болезни были госпитализированы 6 детей (20,7%), а в первые 3 дня – 18 (62,1%). Повышение температуры тела наблюдалось у 22 детей (75,9%), рвота – у 23 (79,3%), симптомы интоксикации – у 25 (86,2%), боль в брюшной полости различной локализации – у 4 (13,8%), урчание в животе, метеоризм – у 16 (55,2%), симптомы эксикоза – у 14 (48,3%). Появление частого жидкого стула с патологическими примесями или без таковых отмечено в 100% случаев. В гемограмме лейкоцитоз выявлен у 11 (37,9%) детей, нейтрофилез – у 12 (41,4%), палочкоядерный сдвиг – у 11 (37,4%), умеренное повышение скорости оседания эритроцитов – у 14 (48,3%). В копрограмме наличие признаков воспаления отмечалось у 12 (41,4%) детей.
Всем детям была назначена базисная терапия, включающая этиотропное лечение по показаниям, регидратационную и дезинтоксикационную терапию. В случае необходимости применяли симптоматические препараты (жаропонижающие, ферменты, энтеросорбенты).
Детям основной группы на фоне базисной терапии дополнительно был назначен Бифи-форм детский в дозе, рекомендуемой производителем при ОКИ: по 1 порошку (таблетке) 3 раза в сутки в течение 5 дней, затем по 1 порошку (таблетке) 2 раза в сутки на протяжении 10 дней. Препарат назначали в остром периоде заболевания, после прекращения рвоты у ребенка, с соблюдением интервала в 3-4 ч между приемом Бифи-форма детского и антибактериального препарата.

Результаты исследования и их обсуждение
На фоне проводимой комплексной терапии отмечено улучшение общего состояния у всех детей на 2-3-й день лечения. Нормализовались температура тела, сон, улучшался аппетит, исчезали симптомы интоксикации, прекращалась рвота, к 5-6-му дню после начала лечения купировался диарейный синдром.
Сопоставление продолжительности основных клинических симптомов заболевания у детей основной и контрольной групп и длительности проводимой терапии показало, что нормализация температуры тела, улучшение общего состояния, прекращение диареи, исчезновение боли в брюшной полости и метеоризма, нормализация показателей копрограммы быстрее наступали у детей основной группы (табл. 2).
Приведенные данные свидетельствуют, что в основной группе нормализация температуры тела к концу 2 суток от начала терапии наступила у 12 детей (41,4%), а в первые 3 суток – у 18 (62,1%). При этом у большинства детей (55%), получающих только базисную терапию, отмечалась лихорадка в течение более 3 дней. Уменьшение выраженности симптомов интоксикации в первые 2 дня наблюдалось у 11 (37,9%) детей основной группы, в то время как среди детей контрольной группы в 65% случаев отмечалась более длительная интоксикация (более 3 дней). Нормализация стула к 5-му дню лечения произошла у 24 (82,7%) детей, получавших пробиотик Бифи-форм детский; у 2 (6,9%) стул нормализовался к 7-му дню лечения, у 3 (10,3%) – позднее 7-го дня. У детей контрольной группы нормализация стула к 5-му дню терапии наступила лишь в 60% случаев. При этом у 15% детей восстановление нормального стула происходило в более поздние сроки – позднее 7-го дня от начала терапии. Улучшение показателей копрограммы на 5-е сутки болезни наступило у 23 (79,3%) детей основной группы, в то время как в контрольной группе – у 11 (55%).
Следует отметить, что при использовании Бифи-форма детского не отмечалось каких-либо побочных явлений, требовавших отмены препарата.

Выводы
1. Применение препарата Бифи-форм детский в комплексной терапии инвазивных и секреторных диарей способствует быстрой инволюции патологической симптоматики. Так, симптомы интоксикации купировались в течение 3 дней от начала терапии у 58,6% детей основной группы и только у 35% детей контрольной группы. Диарея прекращалась к 5-му дню терапии у 82,7% детей основной группы и 60% детей контрольной группы.
2. Препарат не имеет побочных эффектов и хорошо переносится детьми.
3. Бифи-форм детский может быть рекомендован для применения в комплексной терапии легких и среднетяжелых форм острых кишечных заболеваний у детей.

Литература
1. Андрейчин М.А., Ивахив О.Л. Бактериальные диареи. – Киев: Здоровье, 1998. – 412 с.
2. Крамарєв С.О. Сучасні підходи до антибактеріальної терапії гострих кишкових інфекцій у дітей // Здоровье ребенка. – 2006. – № 1. – С. 85-87.
3. Няньковский С.Л., Шаевская Х., Заричанский Я. Роль пробиотиков во вскармливании детей, профилактике и лечении заболеваний у детей и взрослых // Современная педиатрия. – 2006. – № 2.