Весной 2004 года, накануне Пасхи, мне представилась счастливая возможность встретиться с министром здравоохранения Ирландии Мичилом Мартином и представителями общественного диабетического движения в Европе. Сегодня сахарный диабет (СД) – глобальная проблема Европы в целом: для каждого государства – члена ЕС и для 50 миллионов больных диабетом. Собравшись в Дублине, мы поставили цель добиться включения диабета в число приоритетов и политических, и экономических.
Я знаком с проблемой диабета не понаслышке, точнее, мне не позволяет забывать о нем постоянная боль в ногах – следствие нейропатии, которая вызвана этим заболеванием. Хотя я и ощущаю признаки ее кончиками пальцев своих ног, диабет не отразился на моем внешнем виде, не затронул моей печени. Внезапные головокружения и усталость тоже напоминают мне о том, что я живу с диабетом. Мне повезло, если это слово уместно в подобной ситуации: мой диабет требует лишь трех небольших таблеток метформина в сутки, прочих пилюль и микстур, постоянных тестов крови, регулярных посещений врача и специально изготовленных ботинок.
Пока мой диабет не стал инсулинозависимым, я способен вести практически нормальную жизнь – то есть настолько нормальную, насколько может позволить себе политический деятель. В прошлом я министр здравоохранения Великобритании, сегодня – представитель Комитета по здравоохранению Европейского парламента. Так что имею вполне реальное представление о состоянии диабетической помощи.
Мой диабет был обнаружен случайно. Я помчался в больницу с лихорадкой и распухшей ярко-красной ногой. Пройдя необходимые анализы, услышал диагноз – «целлюлит и инфекция лимфатической железы». Спустя несколько месяцев, на протяжении которых мне казалось, что в моей ноге находится раскаленный железный прут, мой друг, отнюдь не врач, высказал предположение, что, возможно, моя проблема связана с повышенным сахаром в крови.
По моей просьбе был сделан анализ. Оказалось – диабет. Первый урок, который я извлек из случившегося: мы нуждаемся в скрининге, по крайней мере, среди людей, относящихся к группе риска.
Урок номер два: мы нуждаемся в более высоком уровне осведомленности о диабете как среди широких слоев населения, так и среди медиков-профессионалов.
Урок номер три: мы нуждаемся в большем количестве специалистов: врачей, медсестер.
И урок номер четыре: мы нуждаемся в большем количестве научных исследований.
И я начал изучать СД. В моей стране, Великобритании, диабет диагностирован у 1,3 миллиона человек, сотни тысяч людей живут, не зная, что у них диабет. Каждый двадцатый человек среди тех, кому за 65, имеет диабет, а в возрасте 85 лет это уже каждый пятый. Если у вас африканские либо карибские корни, то вероятность того, что будете иметь диабет, утраивается, у выходцев из Юго-Восточной Азии риск повышается в шесть раз. У мужчин диабет диагностируют чаще, чем у женщин, но среди них выше смертность по причине диабета. К сожалению, все больше людей заболевают как 1, так и 2 типом диабета; 1 тип сокращает продолжительность жизни на 20 лет, 2 тип – на 10.
Люди с СД в пять раз чаще страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы, в три раза чаще у них случаются инфаркты. Сахарный диабет – основная причина отказа почек и наступления слепоты в работоспособном возрасте, самая распространенная (после несчастных случаев) причина ампутаций. СД 2 типа обходится человеку в 1150 евро в год, не считая величины дохода, недополученного диабетиком и его семьей и, конечно, потерянного государством налога от этого недополученного дохода.
Стоимость диабета для нашего здравоохранения составляет 577 млн. евро, то есть 5% ресурсов здравоохранения и 10% бюджета, выделяемого на стационарную помощь. Затраты службы социального обеспечения на одного диабетика около 3610 евро в год.
В отчете Всемирной организации здравоохранения, обнародованном в сентябре 2002 года, приводятся данные относительно глобальной распространенности этого заболевания в будущем. По прогнозам специалистов, через 25 лет число людей с диабетом превысит 300 миллионов.
Все эти факты приводят меня, пациента, в состояние шока. Эти факты заставляют меня, политического деятеля, предпринимать радикальные действия, но это темная сторона проблемы. Светлая ее сторона в том, что доказано – диабет 2 типа можно предотвратить или отсрочить его развитие. Одно из датских исследований продемонстрировало, что в то время как число людей с диабетом увеличивается, показатель смертности уменьшается. Другими словами, все больше людей справляются с болезнью и, таким образом, живут дольше. Положительно влияют на это новые препараты, терапевтические методы, новое понимание проблемы СД и новые исследования.
Ключом к решению проблемы становятся развитие системы здравоохранения, профилактика диабета, обучение людей оптимальному управлению своим состоянием и сотрудничество пациентов и профессионалов медицинской и социальной помощи.
Жизнь показывает, что мы часто игнорируем или откладываем на завтра профилактику ожирения, не уделяем должного внимания сбалансированной диете; адекватной физической нагрузке, эффективной помощи специалиста, своевременной постановке диагноза и увеличению инвестиций в научные исследования.
Я намерен оказывать давление на моих собратьев – политических деятелей, особенно на тех, кто ведает государственными средствами. Есть только один путь – просвещение: необходимо объяснить политическим деятелям масштабность проблемы; показать, что можно предпринять и во что выльется бездействие как с финансовой, так и политической стороны.
Национальные бюджеты и политика консервативны. В соответствии с соглашениями, принятыми в ЕС, приоритеты медицинского обслуживания определяют государства-члены, и поэтому поддержка национальных политических деятелей особенно важна. Тем не менее Европа может оказывать влияние, и у Европейского парламента с его новой и возросшей ролью в области здравоохранения есть двери, в которые нужно стучать.
Чтобы парламент больше знал о диабете, мы организовали Рабочую группу по диабету из числа заинтересованных членов парламента, дважды провели скрининг среди членов парламента и работающих в парламенте. В первый раз мы предложили всем проверить глаза и уровень сахара в крови. Мы искренне были обеспокоены, будут ли коллеги стесняться такого публичного испытания. К нашему удивлению, почти 200 человек проверили глаза у окулиста, сдали 700 анализов крови на сахар, в том числе специальный уполномоченный по здравоохранению Дэвид Бирн и президент комиссии Романо Проди, президент парламента Пат Кокс. Романо Проди был немного обеспокоен, он никогда ничего не проверял, и если у него обнаружат нарушения, как бы не возникло проблем. Мы заверили его, что результаты испытаний полностью конфиденциальны, и он согласился. Результат его оказался хорошим. «Эврика! Больше никаких секретов», – он радостно подпрыгивал, сообщая каждому, что у него хороший результат и приглашал других сделать то же самое. Как оказалось, 8,5% из числа проверенных имели высокие показатели сахара в крови и нуждались в консультации врача. И это соответствует, более или менее, среднему показателю для населения Европы. Теперь никто не посмеет сказать, что депутаты парламента не являются представителями электората!
В 1989 году европейские нации единодушно приняли в Италии Сент-Винсентскую декларацию, направленную на решение проблем диабета. Десять лет спустя в Стамбульском заявлении был констатирован факт, что государственные органы здравоохранения больше произнесли слов, чем предприняли действий. Нации Европы, объединившись, решили утвердить высокие стандарты диабетической помощи.
Сейчас, когда я пишу эти строки, в 2004 году, прогресс налицо, но впереди еще многие мили пути: и у политических деятелей, и медсестер, и врачей, и ученых, и людей с диабетом. Я знаю, это – трудная дорога, мои ноги напоминают мне об этом. Но я также знаю, что не может быть непреодолимых препятствий для реализации нашего общего решения, для достижения наших общих целей.
К публикации на русском языке материал подготовлен с разрешения автора
вице-президентом IDF Валентиной Очеретенко.
Об авторе:
Джон Боуис
В 1999 году избран представителем от британской консервативной партии (EPP/ED) в Европейский парламент, переизбран в июне 2004-го.
В 1997-1999 годы поддерживал глобальные кампании ВОЗ «Умственное здоровье и эпилепсия».
С 1987 по 1997 годы – член британского парламента; с 1993 по 1996 – министр здравоохранения; с1996 по 1997 – министр транспорта Великобритании.
В эти же годы он представлял Великобританию в Совете здравоохранения ЕС.
Координатор и представитель Комитета по защите окружающей среды, здравоохранению и Комитета безопасности продовольствия EPP/ED Европейского парламента.
Болеет сахарным диабетом 2 типа.
Международная диабетическая федерация основана в 1950 году, сотрудничает с национальными диабетическими ассоциациями – членами МДФ для улучшения жизни людей с диабетом во всем мире. На сегодняшний день в рядах МДФ более 170 организаций. Деятельность МДФ направлена на привлечение внимания к проблеме диабета, обеспечение доступа к знаниям о нем и содействие применению стандартов качества в лечении и уходе за больными диабетом во всем мире. МДФ – неправительственная организация, она находится в официальных отношениях со Всемирной организацией здравоохранения.
Avenue Emile De Mot 19, B-1000,
Brussels, Belgium
www.idf.org
С 1996 года Украинская диабетическая федерация является действительным членом МДФ.
УДФ
Киев, 04114, а/я 9.
38 (044) 431-02-50
www.prodiabet.net