Мастопатия – заболевание МЖ, характеризующееся широким спектром пролиферативных и регрессивных изменений ткани с нарушением соотношения эпителиального и соединительнотканного компонентов.
Заболевания МЖ вне беременности, объединенные общим термином «мастопатия», называют еще «дисгормональными дисплазиями». Этот термин не отличается точностью, отображает определенные звенья патогенеза и кое-что из морфологических изменений.
В популяции заболеваемость мастопатией составляет 30-43%, а среди пациенток, страдающих разными гинекологическими заболеваниями, – 58%. Частота мастопатии достигает максимума у женщин в возрасте до 45 лет и снижается в предменопаузальном возрасте.
МЖ представляют собой часть репродуктивной системы женщины, а ткань МЖ – мишени для стероидных гормонов яичников, пролактина, плацентарных гормонов и опосредствованно – гормонов других эндокринных желез организма.
Морфофункциональной единицей МЖ является альвеола. Пузырек альвеолы устлан одним пластом железистых клеток лактоцитов, верхушки которых обращены в полость альвеолы. В основе альвеолы расположены миоэпителиальные клетки, которые имеют способность сокращаться и регулировать объем альвеол и выбрасывать через протоки секрет, накопившийся в них. Альвеолы окружены тонкой базальной мембраной, в которой проходят кровеносные капилляры и нервные окончания, плотно прилегающие к лактоцитам. Протоки альвеолы устланы однослойным эпителием, подобным строению железистых клеток. Во время лактации они гиперплазируются и вырабатывают молоко. 150-200 альвеол объединяются в дольку с внутридольковым протоком из альвеолярных протоков, которые слились. Вокруг долек расположена междольковая соединительная ткань. 30-80 долек объединяются в долю МЖ, внутридольковые протоки – в долевые, устланные двухрядным эпителием. МЖ состоят из 15-20 долей с выводными протоками. Эти протоки устланы двухслойным цилиндрическим эпителием и окружены гладкомышечными клетками. Протоки открываются на сосок, рецепторы кожи которого такие же, как на коже наружных половых органов. Базальная мембрана альвеол переходит в интерстициальную ткань; между долями и дольками железы располагается соединительная ткань, которая составляет каркас железы. В МЖ присутствует также жировая ткань. Соотношение между паренхимой (железистой тканью), соединительной и жировой тканью определяет форму и размеры МЖ в зависимости от физиологического состояния репродуктивной системы.
К основным факторам риска возникновения патологии МЖ относят:
Основную роль в возникновении патологии МЖ отводят дисгормональным расстройствам в организме женщины. Известно, что развитие МЖ, регулярные циклические изменения в них в половозрелом возрасте, а также изменения их функции в период беременности и лактации происходят под влиянием комплекса гормонов: Гн-РГ гипоталамуса, гонадотропинов (ЛГ и ФСГ), пролактина, хорионического гонадотропина, тиреотропного гормона, андрогенов, кортикостероидов, инсулина, эстрогенов и прогестерона. Любые нарушения баланса гормонов сопровождаются диспластическими изменениями ткани МЖ.
В патогенезе мастопатии важная роль отводится относительной или абсолютной гиперэстрогении и прогестерондефицитному состоянию. Эстрогены вызывают пролиферацию протокового альвеолярного эпителия и стромы, а прогестерон противодействует этим процессам, обеспечивая дифференцировку эпителия и прекращение митотической активности. Прогестерон обладает способностью снижать экспрессию рецепторов эстрогенов и уменьшать локальный уровень активных эстрогенов, ограничивая тем самым стимуляцию пролиферации тканей МЖ. Гормональный дисбаланс в тканях МЖ в сторону дефицита прогестерона сопровождается отеком и гипертрофией внутридольковой соединительной ткани, а пролиферация протокового эпителия приводит к образованию кист.
В развитии мастопатии важную роль играет повышение уровня пролактина в крови, сопровождающееся нагрубанием, болезненностью МЖ, отеком, которые больше выражены во второй фазе МЦ.
Существует большое количество классификаций дисгормональных дисплазий, каждая из которых в большей или меньшей степени отображает прогрессивные (гиперплазия, пролиферация долек, протоков, соединительной ткани) и регрессивные (атрофия, фиброз, образование очагов) изменения.
Для клинической практики удобна классификация (ВОЗ, 1984) ФКМ, которая выделяет диффузные и узелковые формы изменений в железах, диагностируемые на рентгенограммах, при УЗС и морфологическом исследовании.
ФКМ с преобладанием железистого компонента (аденоз). Морфологически характеризуется высокодифференцированной, неосумкованной гиперплазией долек железы. Клинически проявляется болезненностью, огрубением и диффузным уплотнением всей железы или ее участка. Границы уплотнений медленно переходят в окружающие ткани. Болезненность и огрубение усиливаются у пациенток в предменструальном периоде. Аденоз наблюдается у девочек к концу периода полового созревания, а также у женщин на начальных cроках беременности как функциональное состояние. При рентгенологическом исследовании обнаруживаются множественные тени разнообразной формы с нечеткими границами, которые отвечают участкам гиперплазированных долек и частиц. Иногда при обширном процессе тени распространяются на всю железу.
ФКМ с превалированием фиброза. Этой форме свойственны фиброзные изменения междольковой соединительной ткани, пролиферация внутрипротоковой ткани с сужением пространства протока железы почти до полной его облитерации. Клиническая картина характеризуется болезненностью, уплотнением желез при пальпации, тяжистыми участками. Фиброзные процессы чаще происходят у женщин старшего (пременопаузального) возраста. Рентгенологическая картина этой формы ФКМ представляет собой пласты плотных гомогенных участков с выраженной тяжистостью. Рентгенограммы имеют вид матового стекла.
ФКМ с более выраженным кистозным компонентом. Характеризуется наличием многочисленных кистозных образований эластичной консистенции, довольно хорошо отграниченных от окружающей ткани железы. Для этой формы ФКМ, как и для других, типичной является болезненность, которая усиливается перед менструациями. Кистозные образования наблюдаются у женщин в возрасте старше 54 лет. В пременопаузе очаги образуются у 28% пациенток с ФКМ, в постменопаузе – у 60%. Морфологическая картина кистозной формы ФКМ характеризуется наличием множественных очагов, которые возникают из атрофированных долек и из расширенных протоков желез; имеют место также фиброзные изменения интерстициальной ткани. Однако в кистах могут возникать пролиферативные процессы в эпителии, который выстилает стенку кисты, с развитием папиллярных образований.
Рентгенологически эта ФКМ отражается крупнофестончатым рисунком, на котором определяются множественные просветления диаметром от 0,3 до 6 см с четкими контурами. Цвет и консистенция кистозного содержимого разнообразны. Жидкость частично резорбцируется гистиоцитами. У 25% больных наблюдается кальцинация кист, которая, как и кровянистое содержимое, считается патогномоничным признаком злокачественного процесса.
Все три диффузные формы ФКМ в чистом виде встречаются редко. Значительно чаще в клинической практике диагностируются смешанные формы мастопатии, при которых выражены все три вида вышеперечисленных морфологических изменений: гиперплазия долек, склероз внутридольковой и междольковой соединительной ткани и атрофии альвеол с расширением протоков и трансформацией их в кистозные образования.
Узелковая форма ФКМ. Имеет локальный характер в виде одиночных или нескольких узлов. При пальпации определяются отдельные уплотнения без четких границ, не спаянные с кожей. Они увеличиваются накануне и уменьшаются после окончания менструации. При этой форме ФКМ болезненность более всего выражена, боль иррадиирует в плечо, лопатку. Иногда увеличиваются паховые лимфатические узлы.
Кроме того, различают особую форму МЖ в предменструальном периоде – мастодинию или масталгию – циклическое нагрубание железы, обусловленное венозным застоем и отеком стромы; МЖ увеличивается в объеме на 15% и более.Диагностика заболеваний МЖ включает:
Исследование МЖ у женщин репродуктивного возраста необходимо проводить в первой фазе МЦ (2-3-й день после окончания менструации), т.к. в второй фазе из-за нагрубания желез велика вероятность диагностических ошибок.
При осмотре МЖ оценивают их внешний вид, обращая внимание на все проявления асимметричности (контуров, окраски кожи, положения сосков). Затем осмотр повторяют при поднятых руках пациентки.
Пальпацию МЖ проводят сначала в положении пациентки стоя, а затем лежа на спине. Одновременно пальпируют подмышечные, подключичные и надключичные лимфатические узлы. При обнаружении каких-либо изменений в МЖ производят маммографию и УЗИ.
Метод УЗИ МЖ приобретает все большее распространение, поскольку он безвреден, что позволяет при необходимости многократно повторять исследование, и более эффективен, чем маммография. Когда речь идет об исследовании плотных МЖ у молодых женщин, а также о выявлении кист, в том числе и мелких (до 2–3 мм в диаметре), УЗИ без дополнительных вмешательств дает возможность судить о состоянии эпителия выстилки кисты и проводить дифференциальную диагностику между кистами и фиброаденомами. В то же время при жировой инволюции тканей этот метод по информативности значительно уступает маммографии.Маммография позволяет своевременно распознать патологические изменения в МЖ в 95-97% случаев. Кроме того, маммография является неотъемлемой и основной частью обследования МЖ для обнаружения непальпируемых опухолей в так называемой доклинической фазе их развития. Данный метод способствует выявлению злокачественных опухолей на фоне диффузных и узловых доброкачественных заболеваний, позволяет уточнить размеры и локализацию опухоли, оценить эффективность консервативной терапии.
Более точными методами исследования МЖ являются КТ и МРТ. К сожалению, их скрининговое применение не всегда доступно в связи с высокой стоимостью и высокой дозовой нагрузкой.
Дополнительным методом обследования служит термография, принцип действия которой основан на разности температур кожных покровов над поврежденными и неповрежденными участками, что связано с особенностями кровообращения здоровых и патологически измененных тканей. Термография абсолютно безвредна, что дает возможность многократного ее проведения, и проста в применении. Однако этот метод исследования характеризуется низкой разрешающей способностью, невозможностью детализации структуры МЖ, трудностью в выявлении небольших, особенно глубоко расположенных, образований.
Метод СВЧ-радиотермометрии дает возможность определить изменение глубинной температуры тканей и органов и представляет собой интегральный показатель уровня биоэнергетических процессов, в результате чего может служить относительным показателем их морфофункционального состояния.
В диагностике ФКМ используют пункционную биопсию с последующим цитологическим исследованием биоптата. Информативность данного метода составляет 93-95%.
Цитологический метод предполагает оценку клеточного состава пунктата непосредственно из области поражения. Материалом для исследования являются выделения из сосков, соскобы-отпечатки с эродированных поверхностей или из трещин в области соска. Наиболее часто исследуется пунктат, полученный из узлового образования или биоптат подозрительного участка.
Сочетание маммографии с цитологической диагностикой улучшает клиническую диагностику, повышая число точных диагнозов до 90% и более.
Направлена прежде всего на выявление предраковых и злокачественных процессов МЖ. Точность диагноза РМЖ при пункционной биопсии колеблется от 90 до 100%.
Пациентки с ФКМ входят в группу риска по возникновению РМЖ. Следовательно, гинекологический осмотр обязательно должен включать обследование и пальпацию МЖ. Клиническими проявлениями, которые указывают на наличие гиперплазии (атипии) эпителия молочных ходов или кист, служат выделения из соска с примесью крови. Конечный диагноз, назначение специальных исследовательских приемов и их оценка, уточнение формы мастопатии – задача онкологов. Однако это ни в коем случае не освобождает гинеколога от необходимости осматривать МЖ каждой гинекологической больной, независимо от жалоб, с которыми она обратилась к врачу.
При лечении мастопатии необходимо соблюдать следующие основные принципы:
Учитывая патогенез диффузных форм мастопатии, терапию следует начинать с диагностики и лечения гинекологических заболеваний. Традиционная терапия наиболее распространенных гинекологических нарушений и заболеваний позволяет в два раза уменьшить заболеваемость ФКМ и в пять раз снизить частоту рецидивов ФКМ. Необходимо также проводить лечение экстрагенитальных заболеваний, нормализацию психоэмоционального статуса пациентки и восстановление двухфазного МЦ в репродуктивном возрасте.
Мелоксикам (Мовалис) относится к НПВС группы оксикамов – селективный ингибитор ЦОГ-2, который в своей структуре содержит энолевую кислоту. Механизм действия ЛС состоит в способности ингибировать биосинтез простагландинов – медиаторов воспаления благодаря селективному ингибированию ЦОГ-2. Мелоксикам принимают перорально во время еды, запивая небольшим количеством жидкости, 1 раз в сутки. Доза для взрослых – 7,5 мг/сут, при необходимости дозу можно повысить до 15 мг/сут. Максимальная суточная доза – 15 мг.
При применении индометацина наблюдается снижение выраженности болевого синдрома, отека тканей, что, в свою очередь, приводит к предупреждению развития фиброзных изменений в тканях МЖ. Препарат назначают по 1 таблетке 2 раза в сутки во вторую фазу МЦ. Курс лечения зависит от выраженности клинического эффекта.
Наиболее эффективно применение препарата для лечения мастодинии – предменструального отека МЖ – у молодых женщин. Терапию проводят одновременно с лечением ПМС, который часто сопровождает мастодинию. Для проведения терапии используют антипростагландиновые препараты, диуретические средства, которые уменьшают количество жидкости, отек ткани. При сильной боли и нагрубании МЖ эффективными для лечения препаратами являются норколут, прегнин или парлодел в предменструальном периоде.
В репродуктивном возрасте эффект от лечения диффузных форм носит временный характер, и симптоматика, как правило, возобновляется через несколько лет после проведенного лечения. Узловые формы после удаления без консервативной терапии имеют тенденцию к рецидивированию, особенно при сочетании с миомой матки.