Модифицированный учеными вирус СПИДа помог в лечении редкого заболевания крови
Французским ученым удалось совершить прорыв в лечении одной из форм талассемии – редкого заболевания крови. Медики смогли модифицировать смертельно опасный вирус иммунодефицита человека таким образом, что он стал обеспечивать выработку в организме 18-летнего юноши, больного талассемией, «правильный» гемоглобин, которого ранее у пациента не было с момента рождения. После лечения по новой методике у больного наблюдается ремиссия на протяжении 22 месяцев, и он избавился от необходимости ежемесячно подвергаться процедуре переливания крови.
Вскоре после рождения врачи установили диагноз французскому мальчику «талассемия хроническая средней тяжести». Это врожденное заболевание крови, при котором нормальный гемоглобин заменяется своей патологически измененной разновидностью, что ведет к нарушению снабжения клеток организма кислородом.
С трехлетнего возраста пациенту каждый месяц проводили переливание крови. Так мальчик превратился в 18-летнего юношу-инвалида. Но группа ученых из парижского университета Пари-Дескарт (University Paris-Descartes) смогли добиться у больного глубокой ремиссии с помощью «злейшего врага человечества» – вируса, который вызывает СПИД.
С помощью методов генной инженерии исследователи, которыми руководила профессор Марина Каваццана-Кальво (Marina Cavazzana-Calvo), изменили опасный вирус так, что он перестал представлять угрозу для здоровья и вместе с тем стал носителем «правильной» версии гемоглобина, которой не было в эритроцитах больного. Затем медики выделили из костного мозга юноши гематопоэтические стволовые клетки и добавили к ним усовершенствованный ВИЧ. После курса специальной химиотерапии пациенту ввели предварительно подготовленную смесь его стволовых клеток и видоизмененного вируса.
Через несколько месяцев больной перестал нуждаться в переливаниях крови, и его состояние остается стабильным на протяжении уже 22 месяцев.
«Наш пациент нашел себе гораздо более интересное занятие, чем пребывание в больницах: скоро год, как он устроился на работу поваром», – улыбается Марина Каваццана-Кальво.