Право на смерть: неизлечимо больной требует собственного умерщвления через суд

Тони Никлинсон был жизнерадостным жителем Туманного Альбиона, болельщиком футбола и регби, но тяжелейший недуг превратил его в «овоща». Несчастный британец совершенно парализован – из всех движений, доступных ему, остались лишь моргание глазами и едва заметное кивание головой: дара речи Тони тоже лишился. Он не хочет более находиться в таком состоянии, но Никлинсон даже не может покончить с собой из-за полной неподвижности. Тони Никлинсон обратился в Верховный суд с просьбой разъяснить, подвергнется ли уголовному преследованию его жена, которая готова взять на себя груз моральной ответственности и ввести горячо любимому мужу смертельную дозу снотворного.

Юристы, комментирующие случай Тони Никлинсона (Tony Nicklinson), сообщают огорчительную для него информацию: если жена решится сделать мужу последнюю в его жизни инъекцию, она будет немедленно привлечена к уголовной ответственности за умышленное убийство. Вот если бы Тони мог сам ввести себе смертельную дозу препарата, а его жена Джейн лишь приготовила бы шприц с лекарством, тогда она могла бы избежать ответственности. Но 56-летний Тони, который перенес в 2005 году тяжелейший инсульт, не может и пальцем пошевелить – он просто устал от такой жизни, и мысль о том, что он может прожить в таком состоянии еще лет 10-15, невыносима для него.

Тони общается с окружающими посредством особой азбуки: ему показывают буквы алфавита по порядку, и когда очередь доходит до нужной, он подает едва заметный знак глазами. С помощью этого мучительно долгого метода он смог составить своего рода просьбу к суду и прокурору.

«Инсульт лишил меня подвижности и ощущений в теле от шеи и ниже, к тому же я утратил дар речи. Я постоянно нуждаюсь в посторонней помощи, как младенец. Я сыт по горло такой жизнью и совершенно не желаю провести следующие 20 лет в таком состоянии», – говорится в душераздирающем послании человека, который мечтает только об одном: умереть.

Но исполнить его заветную мечту можно лишь одним способом – ему необходимо отказаться от еды и питья, что сделает его смерть очень долгой и мучительной. Любой, кто из милосердия решится в одночасье прекратить страдания Тони, немедленно попадет за решетку на многие годы за умышленное убийство. Таков закон, который не терпит двоякого толкования.