Когда приходит мудрость: тихое спокойствие бытия после 50
Ученые утверждают, что, несмотря на появление первых признаков приближения старости, у людей в возрасте 50 лет и старше наступает своеобразное прояснение ума и стойкое улучшение настроения. С каждым годом снижается количество отрицательных эмоций, а события повседневной жизни становятся все меньшим фактором стресса по сравнению с молодыми годами. Исследователи предложили оригинальное объяснение этому явлению – желаний и устремлений становится все меньше, и люди старшего возраста начинают ценить то, чего они достигли (иначе говоря, то, что у них есть), гораздо больше, чем еще несколькими годами ранее.
Ученые с кафедры психиатрии из нью-йоркского университета Стоуни Брук (New York's Stony Brook University) проанализировали данные о 340 000 людей, опрошенных в 2008 году известным институтом Гэллапа (Gallup Institute) – социологической службой, занимающейся изучением общественного мнения и политических симпатий. Ранее считалось, что максимально стрессовыми для каждого человека являются молодые годы от 20 до 30 лет, а затем уровни стресса плавно понижаются до достижения 80 лет и старше.
Однако исследователи из университета Стоуни Брук обнаружили, что уровни стресса остаются на одном уровне с 20 до 50 лет, и лишь затем начинается их плавное снижение.
«Линия графика, описывающая восприятие стресса, ровная от 20 до 50 лет, а затем наблюдается неуклонное снижение до достижения возраста 80 лет», – пишет Артур Стоун (Arthur Stone), автор исследования. По его мнению, в 50 лет происходит определенное переосмысление ценностей и приоритетов в жизни. «Люди начинают ценить то, что у них есть, ценить свой образ жизни для того, чтобы в оставшиеся годы получить максимум морального наслаждения от каждой прожитой минуты», – добавляет Стоун.
Рецензент этой научной работы Соня Любомирски (Sonja Lyubomirsky), профессор психологии из Калифорнийского университета (University of California), полагает, что результаты исследования Артура Стоуна важны не только для ученых, но и для той части населения страны, которая только приближается к рубежу старости. «Мы чувствуем себя более уверенно и меньше боимся старости, когда знаем, что люди, которые намного старше нас, чувствуют себя счастливыми», – пишет Любомирски в своей рецензии.