Для выполнения двух задач одновременно наш мозг «рвет» себя надвое

Оказывается, мы можем выполнять одновременно два сложных задания, благодаря тому, что наш мозг словно сам «делит» себя на две части, которые и помогают более или менее успешно справиться с обеими задачами. Мозг, который состоит из двух полушарий, которые надежно и сложно соединены между собой, тем не менее, способен давать каждому из полушарий отдельное задание, и полушария начинают работать автономно. Но попытка выполнения третьего задания заканчивается неудачей – полушарий всего лишь два.

Полушария нашего мозга соединены миллионами нервных волокон, которые передают информацию из одного полушария в другое и образуют так называемое мозолистое тело – белесоватую плотную массу, создающую как бы мост между двумя полушариями. Оказывается, этот мост можно на время перекрыть, причем сделать это может сам же мозг, чтобы максимально эффективно – в кратчайший срок – выполнить два задания сразу.

Эти интересные результаты получили исследователи из Национального института медицинских исследований Франции (INSERM).

В опытах принимали участие 16 мужчин и 16 женщин в возрасте от 19 до 32 лет, мозг которых подвергали сканированию с помощью метода функциональной магниторезонансной томографии по мере того, как они выполняли умственные задачи. Задачи заключались в сравнении букв, появлявшихся на мониторе. Участникам эксперимента на экране монитора по очереди показывали буквы, составляющие некое слово, и им предстояло определить, были ли предыдущие две буквы показаны в том же порядке, в котором они находятся в слове. Вторая параллельная умственная задача состояла в том, чтобы отметить, были ли обе показанные подряд буквы строчными или прописными.

Когда добровольцы выполняли только одно задание, у них активизировалось оба полушария сразу, когда же к первому заданию добавлялось второе – их мозг немедленно и автоматически разделял обязанности между полушариями. Активность левой части префронтальной коры головного мозга свидельствовала о том, что она отвечала за выполнение одной из задач, тогда как активность правой – за выполнение второй. При этом каждая половина головного мозга выполняла свои функции полностью независимо от другой.

Но добавление третьей вводной – определение цвета букв – приводило к нарушению стройной работы: мозг мог выполнять только два дела одновременно, и обязательно «забывал» сделать одно из трех заданий.

По мнению исследователей, результаты их работы могут иметь важное прикладное значение, например, для успешной подготовки авиадиспетчеров или при лечении некоторых неврологических заболеваний, из-за которых пациенты утрачивают способность выполнять два задания одновременно.