Не всегда полезно стремиться к лидерству

Как показывают исследования ученых из США, социальные стратегии, влияющие на гормональный статус человека, формируют его иерархическое положение в обществе. Но вверх по социальной лестнице следует взбираться не всегда…

Предварительные эксперименты ставились на игровой модели «Кто из нас двоих – курица?» (принцип которой – кто струсит первым): в этой игре две машины движутся навстречу друг другу, и, чтобы избежать столкновения, кто-то должен свернуть первым.

Выяснилось, что самые агрессивные игроки обожают рисковать и как будто подпитываются тестостероном, поэтому чаще склонны причинять вред другим. Конечно, можно легко демонизировать столь недружелюбное поведение и агрессивность, однако оно имеет эволюционную подоплеку, то есть полное право на существование. Так, эволюционный анализ указывает на то, что естественный отбор способствовал формированию смешанного (с иерархической точки зрения) социума. Признаки различных социальных тактик отмечаются у всех видов – от жуков с пауками до лососей с орангутангами. И здесь огромную роль играют гормоны.

Исследователи из Техасского университета в Остине совместно с коллегами университета штата Орегон смоделировали статусные взаимодействия в денежной игре «Ястреб-голубка» среди однополых партнеров.

Подобно аналогу «Кто из нас двоих – курица?», игра «ястреб-голубка» позволяет игрокам избирать доминирующую («ястреб») или субмиссивную («голубя») стратегию для того, чтобы получить денежное вознаграждение. Если один игрок выбирает стратегию ястреба, а другой – голубя, «ястреб» получает более крупный выигрыш в размере 4: 1. Если оба игрока выбирают быть «голубями», оба выигрывают одинаково – 2: 2. Если оба игрока становятся «ястребами», ни один не получает вознаграждения.

Во время эксперимента (всего 10 раундов игры) ученые собирали до и во время игры образцы слюны добровольцев, по которым измеряли уровни тестостерона и кортизола (т.н. гормона стресса). Высокий уровень кортизола был связан с подчинением, субмиссивностью, избегающим поведением, тогда как низкий уровень этого гормона коррелировал с доминирующим и агрессивным поведением. Так что участники, чей уровень кортизола в течение игры увеличивался, обычно выбирали стратегию голубей, в то время как те, чей уровень кортизола снижался, принимали «ястребиные» решения. Ну, и понятно, что участники с более высоким уровнем тестостерона выбрали позиции «ястребов» гораздо чаще, чем добровольцы с низким уровнем этого гормона.

Как показали результаты эксперимента, равномерно смешанная популяция «ястребов» и «голубей» была как будто одобрена самой эволюцией. «Группы с коллективно высоким уровнем тестостерона отличаются высокими рисками развития конфликта, что может пагубно сказаться на их индивидуальных и коллективных результатах. В то же время, смешанные группы с большей вероятностью образуют прочные социальные иерархии, которые улучшают координацию действий участников группы и содействуют адаптивной (продуктивной) коллективной работе», – резюмируют психологи в статье, опубликованной в издании Hormones and Behavior.