В эти дни трансплантологи всего мира отмечают важную дату: в марте 1981 года американские хирурги выполнили первую операцию по одновременной пересадке сердца и легких. Немалая роль в успехе хирургов принадлежала и самой пациентке.
В начале 80-х годов американские врачи перешли на новый уровень трансплантологии, благодаря усилиям знаменитого хирурга Брюса Рейтца (Bruce Reitz) и его коллег.
В марте 1981 года врачи медицинского центра при Стэнфордском университете (Stanford University Medical Center) в ходе 6-часовой операции пересадили 45-летней американке Мэри Голке (Mary Gohlke) легкие и сердце, полученные от посмертного донора.
Примечательно, что больная, которая страдала тяжелой формой легочной гипертензии, сама позвонила врачам клиники, прочитав в газете статью об их планах провести такую операцию в ближайшем будущем.
А впоследствии, когда Мэри Голке узнала, что шансы на отторжение донорских органов после операции будут очень велики из-за невысокой эффективности тогдашних препаратов для иммуносупрессии, она обратилась за помощью к одному из сенаторов США от своего штата.
Случилось чудо: в течение нескольких часов после обращения сенатора с официальным запросом в FDA (Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов США) это ведомство немедленно разрешило сипользовать циклоспорин для проведения первой в мире трансплантации комплекса «сердце-легкие».
На тот момент циклоспорин, новейший иммуносупрессивный препарат, был разрешен для использования в США только при пересадке сердца, но настойчивость Мэри Голке резко ускорила процедуру расширения спектра его применения.
На протяжении нескольких месяцев перед операцией, ставшей важной вехой в истории трансплантологии, Брюс Рейтц и его коллеги день за днем отрабатывали технику одновременной пересадки легких и сердца на животных.
Благодаря их усилиям, жизнь Мэри Голке, которой оставалось жить не более нескольких месяцев, была спасена. Она прожила с донорскими легкими и сердцем еще 5 лет.
На днях Брюс Рейтц дал большое интервью одному из американских изданий, в котором особо отметил, что значительную роль в успехе операции сыграл характер самой Мэри, ее настойчивость и бесстрашие.