В свое время ученые недооценили опасность вируса Эбола – за без малого 40 лет, прошедших с момента его открытия, не было создано ни одного лекарства для лечения вызываемой им лихорадки. Но в ближайшее время ситуация может резко измениться.
В принципе, без особого преувеличения можно утверждать, что вирус Эбола является совершенным биологическим оружием природы – настолько он опасен. И вместе с тем после его открытия в 1976 году ни одна разработка по созданию лекарственных препаратов для лечения геморрагической лихорадки, вызываемой этим патогеном, не была доведена до конца.
Те несколько препаратов, которые применялись в ходе нынешней эпидемии лихорадки Эбола в Западной Африке для лечения некоторых больных, имеют один общий и существенный недостаток: эффективность ни одного из них не была доказана в ходе клинических испытаний.
Однако открытие, которое совершили ученые из медицинского колледжа Альберта Эйнштейна при университете Ешива в Нью-Йорке (Albert Einstein College of Medicine of Yeshiva University) и научно-исследовательского института инфекционных болезней министерства обороны США (USAMRIID) открывает прямую дорогу к созданию препаратов для лечения лихорадки Эбола с гарантированной эффективностью.
Об этом можно утверждать с уверенностью потому, что американским ученым удалось обнаружить «ахиллесову пяту» грозного вируса.
Исследователи открыли, что вирус Эбола получает возможность проникать в клетки человеческого организма только после того, как белки на его поверхности свяжутся со специфическим белком клетки «хозяина», который называется белок Ниманна-Пика, тип С1.
Этот белок находится в мембране эндосом и лизосом, особых органелл клетки, и обеспечивает внутриклеточный транспорт холестерина.
Американские исследователи использовали во время опытов мышей, у которых в геноме отсутствовали обе копии гена, отвечающего за синтез этого белка – лихорадка Эбола не развилась ни у одной из таких мышей после инфицирования вирусом-возбудителем.
В то же время в контрольной группе, куда были включены обычные мыши, после заражения вирусом погибли практически все животные.
Авторы открытия подчеркивают, что оно поможет в создании препаратов и против другой болезни, вызываемой филовирусами – смертельно опасной магдебургской лихорадки.