Рано или поздно в жизни младенца наступает период, когда ему уже не хватает питательных веществ материнского молока и приходится вводить малышу прикорм. Оказывается, возраст введения прикорма связан с риском развития распространенной формы лейкоза.
Острый лимфобластный лейкоз (ОЛЛ), злокачественное заболевание органов кроветворения, является наиболее распространенным онкологическим заболеванием детского возраста. Точные причины его развития (впрочем, как и причины большинства других онкологических болезней) неизвестны.
Однако американским ученым из университета штата Техас в городе Остин (University of Texas at Austin) удалось обнаружить ранее неизвестный фактор риска развития ОЛЛ, который связан с особенностями питания младенца в течение первого года жизни.
Техасские ученые изучали данные историй болезни 172 детей, которым был поставлен диагноз «острый лимфобластный лейкоз», и 344 их сверстников, которые не страдали онкологическими заболеваниями.
Было установлено, что у детей, которым прикорм впервые вводился не ранее 10-месячного возраста, риск развития ОЛЛ был в 4 раза выше по сравнению с малышами, впервые «отведавшими» прикорм в возрасте до 4-х месяцев.
Начало прикорма в возрасте 7-9 месяцев было связано с увеличением риска развития ОЛЛ в 3 раза – но введение прикорма в возрасте 5-6 месяцев уже не оказывало влияния на риск развития ОЛЛ.
Заслуживает внимания еще одно открытие, совершенное этим же коллективом ученых: наличие в семье старших детей «нейтрализует» вредное воздействие позднего прикорма.
У детей, у которых имелись старшие браться и сестры, даже очень позднее введение прикорма (после 10 месяцев) риск развития ОЛЛ не повышало.
«Раннее введение прикорма тренирует иммунную систему ребенка так, что она приобретает способность эффективно распознавать не только болезнетворные микробы и вирусы, но и клетки, подвергшиеся озлокачествлению», – отмечает руководитель этого исследования профессор Джереми Шроу (Jeremy Schraw).