Одним из важнейших достижений в медицине первого десятилетия XXI века стали операции по полной трансплантации лица. Это одна из вершин хирургического мастерства. Но, оказывается, ранее очень многие врачи считали такие операции «неэтичными».
Первую операцию по полной трансплантации лица выполнили в 2005 году французские хирурги. А на протяжении нескольких предыдущих лет, когда специалистам стало ясно, что подобный прорыв в пластической хирургии неизбежен, медицинские издания стали регулярно публиковать статьи, в которых обсуждались разные аспекты таких вмешательств, включая и этический.
Изучение более 100 таких публикаций провели американские ученые, которые в середине этой недели опубликовали результаты своего исследования в журнале Plastic and Reconstructive Surgery.
Авторы исследования, сотрудники клиники Брайема в городе Бостон (Brigham and Women's Hospital, Boston), проанализировали 110 статей, появившихся в медицинской прессе с 2002 по 2012 год.
Примечательно, что авторы всех статей, опубликованных в 2002 году, то есть за 3 года до первой успешной пересадки лица, словно сговорившись, утверждали, что подобные вмешательства являются неприемлемыми, в том числе и с точки зрения медицинской этики.
Кроме упоминания обычных рисков, связанных со столь сложным вмешательством, многие авторы также утверждали, что подобные операции могут вызвать тяжелые психологические последствия и даже привести к изменению «самоидентификации» пациентов.
Однако после успеха, которого добились французские хирурги, вызвавшего кстати новую волну статей на эту тему, тональность публикаций стал постепенно меняться. К 2008 году стала доминировать точка зрения, согласно которой положительный эффект таких операций значительно превышает потенциальные проблемы психологического характера.
К настоящему времени хирургами разных стран выполнено 25 операций по полной пересадке лица и сейчас уже обсуждается вопрос о том, можно ли делать подобные операции детям, чья внешность обезображена болезнью или в результате несчастного случая.
То есть, даже бывшие противники таких операций признают главное: обретение нового лица значительно улучшает качество жизни больных, перенесших не только физические, но и значительные моральные страдания.