В 2010 году в штате Юта был казнен местный житель, приговоренный к смерти за убийство двух человек. Находясь в камере смертников, осужденный просил использовать его органы для пересадки. Но законодатели рассмотрели этот вопрос только теперь.
Казненный почти 3 года назад Ронни Ли Гарднер (Ronnie Lee Gardner) провел в ожидании казни четверть века – суд приговорил его к смерти еще в 1985 году.
Очевидно, во взглядах Гарднера за 25 лет, проведенных на «зеленой миле», произошли значительные изменения: понимая, что рассчитывать на смягчение приговора ему нельзя, он хотел хотя бы частично искупить свои грехи, став посмертным донором органов.
В последние месяцы перед казнью Гарднер через своих адвокатов хлопотал уже не о помиловании, а о праве распорядиться своими органами с пользой для других людей.
В своих многочисленных ходатайствах заключенный-смертник просил использовать его органы после казни для трансплантации нуждающимся в таких операциях больным.
Однако согласно законам штата Юта (Utah) и федеральным законам, забор органов у казненных запрещен – до последнего времени даже осужденные к тюремному заключению не могли завещать свои органы для пересадки в случае их смерти в тюрьме.
Первый прорыв в этом направлении был совершен недавно сенатом (верхней палатой) законодательного собрания штата Юта – законодатели штата утвердили закон, согласно которому все осужденные в штате (за исключением приговоренных к смертной казни) получили право завещать свои органы для пересадки.
Принятие закона вызвало отклик у «сидельцев»: в первые же дни после вступления закона в силу специальные документы на посмертное донорство органов оформили 247 заключенных.
У закона есть и противники – главным образом из числа медиков. Врачи считают, что забор органов у умерших в тюрьмах сопряжен со значительными трудностями, вследствие чего многие органы окажутся непригодными. Кроме того, в местах лишения свободы очень высок процент больных инфекционными заболеваниями (в том числе нераспознанными).
Тем временем у Ронни Ли Гарднера появился последователь: приговоренный к смерти за убийство своей жены и троих детей Кристиан Лонго (Christian Longo), ожидающий исполнения приговора в штата Орегон (Oregon), начал кампанию за то, чтобы его родной штат стал первым в стране, разрешившим забор органов у казненных.
Лонго утверждает, что, например, его органы помогут спасти жизни не менее 8-и тяжело больных людей.