Отстаивающий свое право на смерть в суде англичанин одержал первую победу – Верховный суд Великобритании, наконец, принял к рассмотрению его дело. Тяжело больной Тони Никлинсон требует не повышения пенсии, а помощи в добровольном уходе из жизни.
В западных странах врачи называют состояние 58-летнего Тони Никлинсона «синдромом человека, запертого внутри самого себя» (locked-in syndrome), наши же медики используют термин «синдром деэфферентации» – почти 7 лет назад тяжелый паралич привел к полной неподвижности жителя английского города Мелксхэм в английском графстве Уилтшир (Melksham, Wiltshire).
Из всех не поддающихся исчислению движений человеческого тела у Тони осталась только способность моргать глазами – именно этот метод он использует для общения с окружающими.
Никлинсон еще несколько лет назад принял твердо решение уйти из жизни – хотя современная медицина чудом спасла ему жизнь, она не в силах вернуть ему здоровье.
Однако из-за полной неподвижности Тони не может покончить жизнь самоубийством и обречен на неизвестное количество лет такого существования.
Его лечащий врач и жена Тони, которые лучше чем кто-либо другой понимают, какие страдания приходится переносить их подопечному, даже при всем желании не могут положить конец его мучениям – за подобную «помощь» в Соединенном Королевстве суд может отправить гуманистов за решетку лет на 12.
Еще в прошлом году Никлинсон подал иск в Верховный суд страны с требованием в порядке исключения гарантировать иммунитет от судебного преследования тому, кто введет ему смертельную дозу снотворного и прекратит его немыслимые страдания.
И вот в начале этой недели Тони получил ответ – Верховный суд решил принять к рассмотрению его иск и даже пригласит в качестве экспертов медиков, которые должны разъяснить суду, действительно ли Никлинсон неизлечим и обречен на страдания.
Его жена во время интервью телеканалу ВВС 5live зачитала заявление Тони, в котором он выразил надежду на скорейшее удовлетворение его просьбы – получения права на смерть.
Однако эксперты в области права настроены скептически – вряд ли суд создаст прецедент и разрешит то, что формально станет убийством.