В настоящее время НЗТ – это один из нескольких видов фармакологической терапии, применяемой при попытках отказа от курения. Эти виды фармакотерапии оцениваются в отдельных кохрановских обзорах ((Hughes 2007; Cahill 2007). Целью данного обзора была оценка рандомизированных исследований, в которых НЗТ или комбинированную НЗТ непосредственно сравнивали с этими видами терапии.
Lindsay F Stead, Rafael Perera, Chris Bullen, David Mant, Tim Lancaster
Реферат Кохрановского обзора, который подготовлен и поддерживается Кохрановским сотрудничеством и опубликован в Кохрановской библиотеке
В этом обзоре предоставлены надежные доказательства из исследований с участием более 40000 человек, что заместительная терапия никотином (НЗТ) у курильщиков, собирающихся бросить курить, увеличивает шансы на успех по сравнению с таким же уровнем поддержки без НЗТ. Это касается всех форм НЗТ и не зависит от методологии и дизайна исследований, включенных в мета-анализ. В частности, мы не получили доказательств, что относительный эффект НЗТ был меньше в исследованиях с более длительным периодом наблюдения по сравнению с минимальным периодом наблюдения 6 месяцев, необходимым для включения в мета-анализ. Мы не сравнивали отношение рисков в конце терапии с рисками в периоде наблюдения после терапии, частота возобновления курения может быть выше у участников в группах активной терапии при прекращении применения НЗТ, но более поздние возобновления курения, вероятно, не связаны с НЗТ.
Абсолютные эффекты применения НЗТ зависят от исходной частоты отказа от курения, различаются в зависимости от клинических условий. В исследованиях у лиц, пытавшихся бросить курить самостоятельно, предположено, что частота успеха через 6 – 12 месяцев составляет 3 % – 5 % (Hughes 2004a). Ожидается, что применение НЗТ может увеличить частоту на 2 % – 3 %, при этом количество пациентов, у которых необходимо применять терапию (NNT), составляет 33 – 50. Однако если частота отказа от курения без фармакотерапии составляет 15 %, либо из-за наличия в популяции факторов, способствующих успешному отказу от курения, либо из-за интенсивной поведенческой поддержки, можно ожидать дополнительных 8 % успешного результата, при этом NNT составляет 2.
Вывод, что относительные эффекты различных форм НЗТ одинаковы, преимущественно основан на непрямых сравнениях. Хотя оцененное отношение рисков было наибольшим для назального спрея, доверительные интервалы были широкими. В мета-регрессии рассчитанное различие эффекта между подгруппами жевательной резинки и таблеток/леденцов было статистически значимым. В большинстве исследований, включенных в сравнение жевательной резинки с плацебо, использовали жевательную резинку 2 мг, хотя показано, что доза 4 мг эффективнее у курильщиков с высокой степенью зависимости. В одном исследовании применяли дозу 4 мг, при исключении этого исследования различия между жевательной резинкой и таблетками/леденцами уменьшалось. Не было проведено прямых сравнений между этими формами. В трех исследованиях напрямую сравнивали различные типы терапии, различия между ними были статистически незначимы как при сравнении в отдельных исследованиях, так и в объединенном сравнении. В одном исследовании, где участников рандомизировали в группы жевательной резинки с никотином, трансдермальной терапевтической системы, спрея и ингалятора, не выявлено статистически значимых различий между частотой абстиненции через 12 недель (Hajek 1999), что подтверждает непрямое сравнение исследований с длительным наблюдением. Если доступно несколько препаратов, их выбор может быть основан на предпочтениях пациента (McClure 2006), хотя в одном исследовании показано, что пациенты могут изменить свои представления, попробовав несколько различных препаратов (Schneider 2004). В одном исследовании, непосредственно сравнивавшем трансдермальную терапевтическую систему и назальный спрей, общая частота отказа от курения не отличалась, но было три статистически значимых взаимодействия подгруппы/терапии (Lerman 2004). Для трансдермальной терапевтической системы результаты были лучше у курильщиков с ожирением и у курильщиков с высокой степенью зависимости. Эти данные требуют подтверждения в дополнительных исследованиях, перед тем как их можно будет применять при подборе терапии.
Прямые сравнения поддерживают применение жевательной резинки с никотином 4 мг у курильщиков с более высокой степенью зависимости. Показано пограничная статистическая значимость для небольшого преимущества применения трансдермальной терапевтической системы с никотином в дозах выше стандартной (21 мг в течение 24 часов или 15 мг в течение 16 часов). Применение этих доз может быть полезно у курильщиков с высокой степенью зависимости (т. е. выкуривающих 30 и более сигарет в день), или у пациентов, возобновивших курить из-за стойкой тяги к курению и симптомов отмены при терапии стандартной дозой (Hughes 1995).
Доказательства позволяют предположить, что комбинация препаратов НЗТ лучше терапии одним препаратом. В исследованиях показан стойкий эффект при различных сравнениях. Все виды комбинированной терапии включали трансдермальную систему с никотином и тип с быстрым дозированием. В клинических практических рекомендациях в США от 2000 рекомендуется применять трансдермальную систему с никотином с другими формами НЗТ как терапии второго ряда у пациентов, которые не смогли бросить курить при монотерапии НЗТ или терапии бупропионом. В то время значение доказательств было меньше оптимального, из-за клинической гетерогенности исследований в мета-анализе. После этого было опубликовано еще два исследования, что увеличивает значение доказательств. Не до конца ясно, связано ли преимущество комбинированной терапии с сенсорными эффектами при различных видах систем доставки терапии, с большим процентом замещения никотина, с лучшим уменьшением тяги к курению при свободном применении формы быстрого дозирования или комбинацией этих и других факторов (Sweeney 2001).
Мы не выявили важных различий между относительным эффектом в исследованиях трансдермальной терапевтической системы и жевательной резинки при классификации по уровню поддержки. В недавнем письме (Walsh 2007) выявлены противоречивые факты в классификации поддержки низкой и высокой интенсивности в данном обзоре. В ответ на это мы изменили классификацию небольшого количества исследований. Это не повлияло на вывод о том, что интенсивность поддержки не является важным определяющим фактором эффекта НЗТ. Большинство исследований с низкой степенью поддержки были проведены в условиях медицинских учреждений, и не планировалось разделять уровни поддержки между «безрецептурным» применением НЗТ и применением с поддержкой медицинских работников.
Мы провели отдельный анализ исследований «безрецептурного» применения в анализе по подгруппам по условиям терапии. Как выявлено по средней частоте отказа от курения в контрольной группе, у участников, получавших индивидуальную поддержку и плацебо, частота отказа от курения была одинаковой в группах поддержки низкой и высокой интенсивности, одним из объяснений этого факта может быть то, что, хотя в последней группе контакты с координаторами исследования были чаще, это не оказало значимого влияния на частоту отказа от курения и возобновления курения. Однако частота отказа от курения в контрольной группе была выше, когда медицинские работники оказывали интенсивную поддержку в группах.
Мы не проводили отдельные анализы для подгрупп пациентов, поскольку результаты по подгруппам были редко отмечены в сообщениях об исследованиях, и, если невозможно получить данные из всех исследований, и при применении неполных данных существует возможность системной ошибки. Munafo и соавторы опубликовали результаты мета-анализа трансдермальной терапевтической системы с никотином в зависимости от пола (Munafo 2004a). Они включили данные из 11 из 31 (35 %) подходящих исследований и 36 % участников. Авторы не нашли доказательств того, что трансдермальная терапевтическая система с никотином более эффективна у мужчин, чем у женщин, как было предположено, хотя была к 12 месяцев была отмечена статистически незначимая тенденция. Также не было различий по средней частоте отказа от курения для плацебо между мужчинами и женщинами, которая отмечена в некоторых исследованиях. В комментарии (Perkins 2004) выявлены некоторые дополнительные данные, но они не повлияли на выводы (Munafo 2004b). Во втором мета-анализе всех типов НЗТ (Cepeda-Benito 2004) отмечено, что у женщин отношение шансов для отказа от курения снижается при увеличении длительности периода наблюдения со статистически не значимыми различиями через 12 месяцев. У мужчин отношение шансов снижается со временем в меньшей степени и остается статистически значимым. На основании дальнейшего анализа по подгруппам, авторы также отметили, что снижение длительной эффективности у женщин было больше в исследованиях с низкой степенью поддержки по сравнению с более высокой степенью поддержки, это позволяет предположить, что более интенсивная поддержка поможет предотвратить отсроченное возобновление курения у женщин, которые ранее получали НЗТ. Хотя нет доказательств системной ошибки, в анализ включали подгруппы только опубликованных исследований, поэтому следует считать, что эти данные позволяют только предположить гипотезу.
Все авторы обзоров соглашаются, что исследования имели недостаточную мощность для определения взаимодействий между терапией и любыми индивидуальными характеристиками, и рекомендуют выкладывать в общий доступ данные исследований, а также провести новые исследования, специально разработанные для оценки взаимодействий. На данный момент не получено достаточных доказательств клинически значимых различий между мужчинами и женщинами, чтобы руководствоваться ими при подборе терапии.