Принято считать, что практически все жители Северного полушария находятся в группе риска витаминодефицита D. Все ли так однозначно? Прежде всего разберемся в предмете разговора. Витамином D, который в большей степени представляет из себя гормон, называют два жирорастворимых, близких по химической структуре и действию вещества: эргокальциферол (витамин D2) и колекальциферол (витамин D3).
Витамин D2 (эргокальциферол) в небольшом количестве содержится в продуктах питания: рыбьем жире, печени рыб и других животных, икре, яичном желтке, сливочном масле, молоке, сыре, а также некоторых растениях.
Витамин D3 образуется в клетках кожи человека под воздействием ультрафиолетовых лучей солнечного света. Количество синтезируемого витамина D3 (колекальциферола) зависит от:
Витамин D принимает участие в метаболизме кальция и, соответствено, отвечает за здоровье костей. Таким образом, выраженный и\или продолжительный дефицит витамина D может спровоцировать нарушения минерализации костей и такие заболевания, как рахит у маленьких детей и остеомаляция (дефекты минерализации костного матрикса) у взрослых.
Помимо проблем с костями, недостаток этого витамина в последнее связывают с развитием ряда онкологических и сердечнососудистых заболеваний, иммунными нарушениями и аллергическими заболеваниями у детей. Связи эти не доказаны однозначно и «бесповоротно», поэтому последствия гиповитаминоза D обсуждаются в научных кругах до сих пор. К тому же последние исследования не подтвердили зависимости витаминодефицита D с риском развития сердечнососудистых заболеваний.
Зато растет количество доказательств опасности самолечения добавками с этим питательным веществом. Одно масштабное исследование 2017 года продемонстрировало, что неограниченный доступ к препаратам витамина D может быть вреден: большинство участников систематически превышали дозировку, но лишь единицы из них обращались за медицинской помощью. Авторы считают, что именно этим объясняется растущее количество случаев идиопатической (невыясненной этиологии) гиперкальциемии.
Также было доказано, что длительное и диспропорциональное потребление добавок на основе витамина D может спровоцировать гиперкальциемию, гиперкальциурию и гиперфосфатемию: повышения уровней данных минералов считаются начальными проявлениями интоксикации этим веществом. Нарушения метаболизма кальция и фосфора, связанные с приемом дополнительных дозвитамина D, способно привести к серьезному повреждению тканей и органов, опять же, даже без развития симптомов гипервитаминоза D.
Нерациональное питание и недостаток инсоляции являются независимыми факторами риска развития гиповитаминоза D. Однако если вы решили использовать добавки витамина D, то их нужно принимать только в профилактической дозе. Но все же перед приемом таких добавок рекомендуется вначале сделать анализ, по результатам которого можно определять дозу корректирующего препарата (профилактическую или терапевтическую). Сывороточная концентрация 25(OH)D является лучшим показателем статуса витамина D, поскольку отражает суммарное количество витамина D, синтезируемого в коже и получаемого из рациона.
Согласно европейским медицинским стандартам рекомендации по дополнительному применению витамина D должны быть основаны в первую очередь на результатах исследования концентрации 25(OH)D в сыворотке крови. И только если анализ провести по каким-то причинам невозможно, назначение дополнительного приема базируется на основании оценки уровня потребления витамина D – а это, по сравнению с точным лабораторным тестом, весьма приблизительно.
Классификация нехватки нутриента | Уровни 25(OH)D в крови нг/мл | Клинические проявления |
---|---|---|
Выраженный дефицит витамина D | < 10 нг/мл | Повышенный риск рахита (дети), остеомаляции, вторичного гиперпаратиреоза, миопатии, падений и переломов (взрослые) |
Дефицит витамина D | < 20 нг/мл | Повышенный риск потери костной ткани, вторичного гиперпаратиреоза, падений и переломов |
Недостаточность витамина D | ≥ 20 или <30 нг/мл | Низкий риск потери костной ткани и вторичного гиперпаратиреоза, нейтральный эффект на падения и переломы |
Адекватные уровни витамина D | ≥30 нг/мл | Оптимальное подавление паратиреоидного гормона и потери костной ткани, снижение падение и переломов на 20% |
ГИПЕРВИТАМИНОЗ | ||
Гипервитаминоз (уровни с возможным проявлением токсичности витамина D) | >150 нг/мл | Гиперкальциемия, гиперкальциурия, нефрокальциноз, кальцифилаксия |
Следует отметить, что самостоятельное назначение и прием очень высоких концентраций витамина D – рискованная мера при ряде хронических или инфекционных заболеваний: при некоторых заболеваниях чувствительность к различным формам витамина D возрастает. В группе риска, прежде всего, пациенты с гранулематозными заболеваниями, включающими саркоидоз, туберкулез, хронические грибковые инфекции, а также некоторыми лимфомами. У таких пациентов коррекция уровня 25(OH)D должна проводиться с осторожностью в виду потенциально повышенного риска гиперкальциемии и гиперкальциурии. Также в этих случаях рекомендован лабораторный мониторинг показателей кальций-фосфорного обмена крови.
Что касается других хронических заболеваний, следует учесть, что одновременный прием препаратов витамина D с тиазидными диуретиками повышает риск развития гиперкальциемии, а совместное применение витамина D с сердечными гликозидами может усиливать токсическое действие последних.
Также последние исследования показывают, что индивидуальные ответы на слегка повышенные концентрации витамина D варьируются: у одного относительно здорового человека на определенной диете продолжительная передозировка может иметь совершенно другие последствия, чем у другого.
Симптомы гипервитаминоза неспецифичны: потеря аппетита, нарушения со стороны пищеварительного тракта (тошнота, рвота), головная, мышечная или суставная боль, запоры, сухость в полости рта, полиурия, кишечная колика, прогрессирующая потеря веса. Со стороны психики развиваются симптомы депрессии, нарушения настроения. Далее может отмечаться повышение уровня кальция крови и / или мочи, мочекаменная болезнь и кальцификация тканей. В тяжелых случаях могут появиться помутнение роговой оболочки, реже – отек сосочка зрительного нерва, воспаление радужной оболочки вплоть до развития катаракты.