Уже прошли те времена, когда отношение врачей к фармацевтическому бизнесу было несколько скептичным. Сегодня фармацевтические компании – это партнеры врачей, помощь которых порой незаменима в организации и поддержке различных научных, образовательных, лечебно-профилактических программ. В свою очередь, работа врачей в крупных фармацевтических компаниях стала престижной и востребованной, в том числе и самой медицинской общественностью.
Волею судеб В.П. Кидонь, подобно многим врачам нашей страны, в свое время оказался в фармацевтическом бизнесе. Работая в украинском представительстве одной из ведущих компаний мира, он в краткие сроки достиг высокого статуса главы представительства, о котором многие только мечтают. Но на вершине карьеры господин Кидонь принял решение оставить не только компанию, но и фармрынок вообще.
Почему? Что повлияло на принятие такого решения? Этот вопрос стал первым, который мы задали бывшему главе представительства «Берингер Ингельхайм» в Украине, а ныне – директору частной медицинской клиники «Исида» Валерию Павловичу Кидоню.
– В компанию «Берингер Ингельхайм» я пришел в 1996 году, когда у врачей не было особого выбора: либо работать в медицине и пытаться найти нишу для выживания, либо искать другой вид деятельности. Именно по этим причинам многие доктора покинули медицину или посвятили себя фармацевтическому бизнесу.
Работать мне было интересно, я узнавал новые направления, новые методики и технологии лечения. Мне удалось пройти этап от медицинского представителя до главы представительства в одной компании за пять лет, это – рекорд для Украины. «Берингер Ингельхайм» развивалась быстро и успешно: обновлялся портфель продуктов – наряду с известными препаратами внедрялись новейшие продукты, которые постепенно занимали все более серьезные позиции в своих клинико-терапевтических группах. И на каком-то этапе возник вопрос – продолжать ли работать в компании в стране, менять страну в соответствии с корпоративными требованиями или думать о новой сфере деятельности.
Дело в том, что в стране происходит ряд положительных изменений, которые касаются различных сфер жизни украинцев, чего нельзя сказать о здравоохранении. Те, кто сталкиваются с украинской медициной, могут подтвердить, что за последние десять лет положение дел только ухудшилось. Поэтому у меня возникло внутреннее желание как-то поучаствовать в развитии медицины в Украине.
– Вы ушли в частную медицину именно поэтому?
– Уверен, что медицина в нашей стране уже вряд ли вернется к модели советского здравоохранения, поскольку такого уровня финансирования уже достичь невозможно, да, наверное, и не нужно. Есть модели более эффективного использования ограниченных ресурсов для достижения результатов и более современные модели системы здравоохранения. Но это – дело времени. А сегодня в Украине бурными темпами развивается частная медицина, которая находит спрос и востребована более активной частью граждан – тех, кто снял с государства ответственность о себе (почти по Жванецкому). Нет, не ждет активный и самодостаточный украинец помощи от государства в плане сохранения здоровья – оплачивает свое лечение, покупает лекарства, лечится у умных и знающих врачей, инвестирует свои собственные средства в медицину – иногда в украинскую, иногда в зарубежную. Пришло время, когда и в Украине можно и нужно строить современные клиники, обучать и развивать продвинутых и желающих развиваться врачей, которые нуждаются в элементарном менеджменте. Поэтому, получив предложение возглавить первую негосударственную клинику «Исида», я колебался недолго. Поменять теплое и безопасное кресло успешной немецкой компании на рискованную и не всегда предсказуемую жизнь менеджера в украинской клинике – это вызов, который поняли не все мои коллеги по фармбизнесу, близкие и друзья. Но выбор был сделан, а дорогу осилит идущий.
– Как вы оцениваете сегодняшний украинский фармацевтический рынок? Каковы его перспективы на будущее?
– Количественно рынок растет весьма и весьма быстро – как оптовый, так и розничный. За последние три года обороты всех компаний в Украине возросли – и отечественных, и зарубежных. Многие компании возлагают серьезные надежды на Украину, особенно генерические компании из стран Центральной, Восточной Европы и Юго-Восточной Азии. Постепенно улучшают свое положение и компании из стран традиционных производителей оригинальных препаратов, хотя их развитие несколько затруднено в связи с проблемами регистрации препаратов, вопросами интеллектуальной собственности, отсутствием реимбурсмента и наличием недобросовестной конкуренции. Но постепенно украинский рынок приближается к цивилизованным стандартам, хотя еще есть над чем работать. Конкуренция будет расти, и методы продвижения продукции вряд ли станут цивилизованнее без развития институтов, способных реально отстаивать вопросы этики в этом направлении.
– Вы затронули вопросы этики в фармбизнесе. Будучи руководителем маркетингового подкомитета Комитета по здравоохранению Европейской бизнес-ассоциации, вы довольно много времени уделяли этим вопросам. Разработанный Кодекс маркетинговой практики был подписан рядом компаний, которые обязались выполнять его непростые условия. Как сейчас обстоят дела с этическим продвижением препаратов?
– К сожалению, я вынужден констатировать, что после 2003 года, когда был подписан кодекс, принципиальных позитивных изменений не произошло. Я бы сказал, ситуация даже несколько ухудшилась, что обусловлено более жесткой конкуренцией за позиции среди целевых групп.
Оказавшись среди потребителей фармацевтической продукции в качестве руководителя клиники «Исида», мне приходится сталкиваться с очень неприглядными случаями промоции продукции конкурирующих компаний – производителей препаратов. Если бы руководители зарубежных компаний узнали о методах, которые используются для продвижения продукции, то у многих из них возникло бы большое количество вопросов к представителям компании. В то же время нельзя не отметить вклад сотрудников фармкомпаний, которые предоставляют врачам информацию и о препаратах компаний, и о решении проблем в лечении той или иной патологии. Однако в этих вопросах представителям фармкомпаний важно соблюдать баланс, дабы не превратиться исключительно в «продвигателей» препаратов своих компаний, забывая об интересах врачей и пациентов.
Сегодня мне приходится говорить как о пользе, так и о негативных аспектах деятельности фармкомпаний, чтобы защищать врачей клиники от чрезмерной активности представителей, которые атакуют их, не считаясь с загруженностью и работой с пациентами. Врачам важно получать достоверную и этичную информацию, чтобы иметь возможность выбора для эффективного лечения пациентов.
– Давайте вернемся к здравоохранению. В каком направлении, с вашей точки зрения, движется медицина в Украине?
– Главное отличие украинского пути – в отсутствии политической воли для принятия решения о реформировании системы здравоохранения. Многие понимают, что прежняя система умерла, но для движения в новом направлении не хватает решительности принять несколько ключевых и принципиальных государственных решений, направленных на трансформацию, а не на косметический псевдоремонт. Я не уверен, что украинские пациенты нуждаются в таком количестве лечебно-профилактических учреждений, где нет возможности получить надлежащую диагностику и лечение. Не нужно стране и такое количество врачей, компетенция которых, с моей точки зрения, находится не совсем на том уровне, которого требует современная медицина. И не всегда вина лежит на медицинском персонале.
Не всем врачам подходят условия, в которых они вынуждены работать, как с точки зрения профессионального развития, так и системы вознаграждения за труд. При сегодняшней неплохой системе высшего медицинского образования последипломное образование еще недостаточно адаптировано к требованиям времени и нуждам пациента.
Я не говорю об уровне менеджмента в здравоохранении – это отдельная тема.
– Что вы можете сказать о состоянии частной медицины, ее роли в медицинской практике?
– С частной медициной мне раньше сталкиваться особенно не приходилось и с управлением такой клиникой, как «Исида», тоже. У нас не так много полностью автономных частных клиник.
В настоящее время в частных клиниках концентрируются новые методики, прогрессивно развиваются необходимые услуги не с точки зрения системы здравоохранения, а для удовлетворения нужд пациента. В процессе перманентного реформирования системы здравоохранения в последние годы оказался забытым объект реформирования – пациент. В прессе звучат слова о недостатке финансирования, отсутствии формуляров и стандартов, системы образования, страховой медицины. В этих дискуссиях участвуют многие государственные и медицинские мужи. А вот самого пациента не спрашивают – какой он медицины хочет и за что готов платить? Пока идут дискуссии, пациент «голосует» своими деньгами за лучших врачей, за клиники, за сервис. И изменить это уже нельзя.
Сегодня о пациенте больше думают частные клиники, поэтому он идет к ним, рассчитывая на более высокий профессионализм и ответственность врачей.
– Вы работали в клинике одного из ведущих институтов нашей страны, наблюдали за работой врачей во многих зарубежных клиниках. Как вы оцениваете уровень врачей нашей страны?
– Врачи в Украине, как часть системы здравоохранения, не могут быть неконгруэнтными этой системе. Им приходится участвовать в перераспределении скудных ресурсов, и, участвуя в этом процессе, они пытаются не столько лечить пациентов, сколько объяснять им, что в стране нет средств для полноценного лечения конкретных заболеваний. Я знаю многих врачей, которые смирились с этим, опустили руки и играют по правилу – «если государство думает, что оно платит, то пусть думает, что я работаю», берут по несколько ставок и «эксплуатируют» кошелек пациентов. Врачу нужно кормить семью. Но более негативно то, что система образования и повышения уровня знаний в медицинской среде значительно ухудшилась. Единичные аматоры еще как-то пытаются повышать свои знания, но как система это, к сожалению, не работает. Пациенту либо повезет – и он попадет к грамотному доктору, либо не повезет – и он будет лечиться у одного врача, затем у другого, пока не разуверится в современной медицине или не наткнется на профессионала. Вопрос заключается и в цене, которую заплатит пациент за это время.
В каких-то направлениях уровень украинских врачей довольно высок, в некоторых наблюдается отставание на много лет, и прежде всего это связано с технологической отсталостью. Во многих случаях более развиты врачи тех специальностей и направлений, услуги которых востребованы пациентами и за которые они готовы платить. Это – стоматологи, офтальмологи, занимающиеся хирургической коррекцией зрения, репродуктологи. В Украине немало высококлассных врачей отдельных специальностей и клиник, но погоды для пациентов они не делают.
Нужно учиться, повышать уровень, читать, но для этого зачастую у врача нет ни условий, ни времени, ни средств. Нередко у врача нет и стимулов для развития, поскольку зарплата его зависит от категории, а не от уровня знаний. Поэтому многие врачи уходят в частную медицину, где ценятся не только степени, категории, но и реальные знания, умения и навыки, позволяющие оказывать профессиональную помощь пациентам.
– Как повышает свой уровень медицинский персонал в клинике «Исида»?
– Кстати, даже в нашу клинику, которая уже пережила этап становления, подбирать сотрудников не так уж легко. Многие доктора, приходящие на собеседование, позитивно относятся к условиям работы, возможностям для профессион ального развития, но их пугает ответственность за результат лечения.
Я считаю, что именно в частные клиники будут приходить наиболее продвинутые и желающие развиваться врачи. Сегодня мы, например, приглашаем врачей со знанием иностранных языков, поскольку предлагаем своим сотрудникам курсы повышения квалификации в зарубежных клиниках. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудники клиники использовали в своей работе стандарты, применяли принципы доказательной медицины, максимально верифицировали диагностические процедуры и контролировали эффективность лечения.
Мы стараемся быть в курсе самых последних методик и методов лечения в акушерстве, гинекологии и репродуктологии, регулярно общаемся с зарубежными коллегами и сотрудниками фирм-производителей препаратов в этой области, внедряем принципы стандартизации ISO 9001-2000, частью которых является непрерывный процесс управления качеством лечебного процесса. То есть мы прилагаем максимальные усилия для того, чтобы стандартизировать медицинскую услугу для пациента с предсказуемым результатом. Хотя все мы знаем, что каждый пациент – отличный от других.
– Какова, на ваш взгляд, роль специальных изданий для врачей в повышении уровня их знаний?
– Сегодня все больше возрастает роль печатных изданий в повышении информированности врачей Украины о состоянии медицинских проблем. Мне кажется, что за последнее время акценты предоставления информации для врачей постепенно смещаются от медицинских представителей в сторону профессиональных медицинских изданий, как это происходит во всем цивилизованном мире. Врач не может получать информацию только из одного источника – от медицинского представителя, должна быть палитра мнений, взглядов по данной проблеме, чтобы врач имел возможность сформировать правильную точку зрения.
Изданиям, посвященным медицинским проблемам, нужно постепенно уходить от финансовой зависимости от фирм-производителей, чтобы быть независимыми в подаче разносторонней информации для врачей. Мне кажется, что это является признаком непрофессионализма, когда в названиях статей сквозит название только одного препарата, когда подается однобокая информация о проблеме или методе лечения, о свойствах препаратов, превозносятся их сильные стороны и нивелируются негативные качества.
С этой точки зрения я не могу не отметить качественный уровень вашего издания. И желаю – так держать на этом нелегком поприще!