Заложенность носа и методы ее устранения

Заложенность носа и методы ее устранения

Наиболее частая жалоба, с которой больные обращаются к отоларингологу, – заложенность носа. Вне зависимости от причины, вызвавшей это состояние, оно сопровождается целым рядом субъективных ощущений, ухудшающих качество жизни пациента: затруднением носового дыхания, нарушением сна (частые пробуждения), отсутствием аппетита.

С.Э. Яремчук, Государственное учреждение «Институт отоларингологии имени профессора О.С. Коломийченко АМН Украины»

Быстрая утомляемость, частые головные боли после сна, ощущение слабости, снижение трудоспособности – все это может быть следствием недостаточного снабжения головного мозга кислородом, которое вызвано постоянным затруднением носового дыхания. 80% пациентов указывают, что ощущение заложенности носа приносит наибольший дискомфорт (рис. 1) [1].
Причины, вызывающие заложенность носа, могут быть разнообразными: от банальной простуды до новообразований полости носа. Как правило, при острой респираторной патологии симптомы заложенности носа проходят в течение 5-7 дней без специфического лечения, что связано с жизненным циклом вируса. Однако вследствие иммуносупрессивного действия вирусов часто присоединяется вторичная инфекция, и развивается воспалительное заболевание придаточных пазух носа – синусит, основными жалобами при котором являются заложенность носа и слизисто-гнойные выделения. Иногда заложенность носа может появиться без какой-либо определенной причины, однако при тщательном сборе анамнеза выясняется, что она сопровождается пароксизмами чихания, зудом кожи и слизистых оболочек; в этом случае можно заподозрить аллергическую причину ее возникновения. У женщин слизистая оболочка носа может отекать во время беременности, после родов отек исчезает. Постоянную заложенность носа могут вызывать гормональные нарушения. По данным наших исследований, у 80% женщин, страдающих полипозным риносинуситом, выявлены признаки гиперэстрогении, а включение в комплексное лечение препаратов, снижающих содержание эстрогенов, способствует продлению периода ремиссии у больных с круглогодичным аллергическим ринитом (АР) [2].
Анатомические дефекты, в частности искривление и деформация носовой перегородки, также могут быть причиной заложенности носа. Обструкцию полости носа вызывают полипы, различные по своей гистологической структуре, новообразования и инородные тела. Все вышеперечисленные патологические состояния, за исключением впервые выявленных полипов, не вызывающих значительного затруднения носового дыхания, требуют оперативного вмешательства. Для диагностики причины заложенности носа, помимо тщательного сбора анамнеза и проведения передней риноскопии, рекомендуется выполнить компьютерную томографию придаточных пазух носа, эндоскопию, а также постановку скарификационных проб и определение специфического иммуноглобулина Е, который служит маркером аллергического процесса.
К сожалению, большая часть пациентов, занимаясь самолечением, пытается устранить заложенность носа с помощью сосудосуживающих капель. Вазоконстрикторный эффект обусловлен воздействием основного действующего вещества сосудосуживающих препаратов – местного α-адреноблокатора – на мышечный слой сосудистой стенки. Это воздействие вызывает спазм сосудов, вследствие чего носовое дыхание улучшается. Действие капель ограничено во времени: как правило, эффект длится от 4 до 6 ч. Вследствие длительного и частого применения сосудосуживающих препаратов местного действия мышечная стенка сосудов «отказывается работать самостоятельно», и развивается так называемый ятрогенный ринит. Складывается, на первый взгляд, парадоксальная ситуация: после более чем 7-дневного воздействия вышеуказанных капель на слизистую носа сосуды расширяются, развивается отек, возникает затруднение носового дыхания, и пациент вынужден снова прибегать все к тем же сосудосуживающим средствам. Со временем потребность в применении капель возрастает, незаметно для себя пациент начинает использовать их все чаще и чаще, удивляясь, что не может избавиться от ощущения заложенности носа. Более того, даже если врач рекомендует проводить закапывание 2-3 раза в сутки, некоторые пациенты делают это намного чаще – каждые 2 ч, даже в ночное время, что приводит к различного рода осложнениям. Постоянное воздействие сосудосуживающих капель нарушает трофику слизистой оболочки носа: сосуд все время сужен, и лишенная питания слизистая начинает постепенно терять мерцательный эпителий, который является основным барьером на пути инфекции. Кроме того, при передозировке α-адреноблокаторов, к которым, как упоминалось выше, относятся сосудосуживающие капли, возможно развитие системного эффекта – повышение артериального давления. Как избежать такого негативного влияния? Прежде всего нужно определить причину заложенности носа и начать этиопатогенетическое лечение.
Существуют также пероральные сосудосуживающие препараты, основой которых является псевдоэфедрин. Их применение, даже кратковременное, может вызывать нервозность, бессонницу, острую задержку мочи у мужчин. Лечение такими препаратами противопоказано людям, работа которых требует концентрации внимания: водителям, диспетчерам и др.
Среди средств, применяемых для устранения заложенности носа, особое место занимают антигистаминные препараты. Блокируя гистаминовые рецепторы, они тем самым препятствуют развитию негативных проявлений: отека слизистой оболочки, зуда, пропотевания экссудата через сосудистую стенку и т. д. Однако не все антигистаминные препараты одинаково эффективны. По данным журнала «Daly Allergy», из всех антигистаминных препаратов наиболее эффективно устраняет заложенность носа Эриус (дезлоратадин) – единственный антигистаминный препарат, деконгестивный эффект которого сопоставим с эффектом псевдоэфедрина (рис. 2, 3). Это связано, во-первых, с наибольшим сродством Эриуса к Н1-гистаминовым рецепторам и его мембраностабилизирующим действием, которое предотвращает высвобождение преформированных медиаторов из тучных клеток и базофилов, а во-вторых – с ингибирующим действием на целый комплекс медиаторов воспаления (цитокинов, хемокинов, молекул адгезии и т. д.) [5].
Назначая терапию пациентам с заложенностью носа, необходимо учитывать, что возможен длительный курс лечения, в течение которого они продолжают вести обычный образ жизни – учиться, работать, отдыхать. Для таких пациентов очень важна безопасность принимаемых медикаментов и отсутствие отрицательного влияния на качество жизни. Следовательно, использование антигистаминных препаратов І поколения, обладающих целым рядом системных побочных эффектов (угнетение ЦНС, нарушения со стороны пищеварительного тракта и т. д.), представляется крайне нежелательным. Представители ІІ и ІІІ поколения антигистаминных средств обладают более приемлемым профилем безопасности, однако каждый препарат имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при выборе терапии. Так, цетиризин и левоцетиризин могут оказывать снотворное действие уже в терапевтических дозах, в связи с чем они не рекомендованы тем, чья работа требует повышенного внимания. Фексофенадин не рекомендуется принимать с соленой пищей и соками из цитрусовых, т. к. при этом значительно снижается его биодоступность. Лоратадин не следует принимать одновременно с макролидами и кетоконазолом. Кроме того, все эти препараты не оказывают выраженного влияния на заложенность носа, поэтому может понадобиться дополнительное назначение сосудосуживающих препаратов, о побочных эффектах которых упоминалось выше. В связи с этим целесообразно использование препарата Эриус: он не вызывает сонливости, ослабления концентрации внимания, не взаимодействует с продуктами и медикаментами, не способствует увеличению массы тела при длительном применении и разрешен в педиатрической практике с 6-месячного возраста. Значительное уменьшение заложенности носа позволяет уменьшить дозу препарата, а впоследствии и отменить сосудосуживающие средства, что обеспечивает безопасность терапии без снижения ее эффективности.
При лечении заложенности носа также широко применяются топические кортикостероиды. Особенно часто они используются при АР в соответствии с рекомендациями ARIA (АР и его влияние на бронхиальную астму), которые разработаны ведущими аллергологами Европы и являются основными при выборе тактики лечения АР [3]. Согласно этим рекомендациям, в комплекс терапии АР (за исключением легкого течения интермиттирующего АР) необходимо включать назальные кортикостероиды. Регулярное профилактическое использование этих препаратов у взрослых и детей эффективно уменьшает заложенность носа, ринорею, чихание, зуд и предотвращает развитие приступов удушья. Топические кортикостероиды уменьшают назальную и бронхиальную гиперреактивность, активно подавляют воспаление слизистой оболочки. Эффект препаратов данной группы проявляется в различные сроки: от 6-12 ч (Назонекс) до нескольких дней. Согласно рекомендациям ARIA, специфическую иммунотерапию (СИТ) аллергенами следует проводить также на фоне приема назальных кортикостероидов, что помогает избежать обострения аллергического процесса, вызванного СИТ.

При выборе назальных кортикостероидов необходимо руководствоваться их профилем безопасности. Наименьшей биодоступностью и, соответственно, наибольшим профилем безопасности обладает Назонекс (мометазона фуроат), что позволяет использовать его у детей, начиная с 2-летнего возраста, а также в течение длительного времени при лечении полипозного риносинусита и персистирующего АР.

Выводы
Таким образом, для успешного лечения заложенности носа необходимо, во-первых, использовать препараты, эффективно устраняющие отечность слизистой оболочки полости носа, а во-вторых – проводить этиопатогенетическую терапию патологического состояния, способствовавшего развитию данной патологии.

Литература
1. Roper Public Affairs Group of NOP World. Impact of nasal congestion among allergic rhinitis sufferers. May-June 2004.
2. Яремчук С.Э. Экспериментальное обоснование использования антиэстрогеновых препаратов в лечении аллергического ринита // Журн. вушних, носових і горлових хвороб.– 2007. – № 3. – С. 28-31.
3. Bousquet et al. Allergic Rhinitis and its Impact on Asthma. Allergy. 2002; 57: 841. / Bousquet et al. Allergy. 2003; 58: 192.
4. Daly A. Allergy. 2001; 56 (Suppl 68): 79.
5. Meltzer et al. Clin Drug Invest. 2001; 21: 25.