Бронхиолит – острая вирусная инфекция нижних дыхательных путей, поражающая детей < 24 мес и характеризующаяся респираторным дистрессом, свистящим дыханием и крепитацией в легких. Острый бронхиолит – самая опасная разновидность воспалительного поражения тканей бронхов в детском возрасте. Бронхиолит у грудных детей требует срочного неотложного начала стационарного лечения.
Бронхиолит часто развивается во время эпидемий и главным образом у детей < 24 мес, причем пик заболеваемости приходится на детей < 6 мес. Ежегодная заболеваемость на первом году жизни составляет около 11 случаев на 100 детей. В умеренном климате северного полушария большинство случаев возникает между ноябрем и апрелем, а пик заболеваемости приходится на январь – февраль.
Наиболее часто бронхиолит диагностируется у детей до 3-х лет. Заболевание опасно высоким количеством летальных исходов (1% заболевших), наиболее подвержены ему дети возрастного периода 5-7 месяцев, рожденные раньше срока, с пониженной массой тела, находящиеся на вскармливании искусственными смесями, а также малыши с врожденными аномалиями дыхательных органов и сердечной системы.
Распространенность бронхиолита составляет 3% у детей первого года жизни. Наибольшую опасность представляет вирусная инфекция: РВ-вирусы, обладающие тропностью к ткани слизистой поверхности мелких бронхов, провоцируют значительную часть бронхиолитов у детей.
Выделяют также следующие возбудители заболевания:
Чаще всего заражение происходит внутриутробно или в родах, болезнь развивается при снижении врожденного иммунитета, особенно при отсутствии вскармливания грудным молоком.
Заболевание может осложняться присоединением бактериального воспалительного процесса при активации условно-патогенных микроорганизмов, присутствующих в организме (стрептококков, стафилококков).
Развитие заболевания внезапное, стремительное. Первичные проявления ограничиваются симптомами интоксикации (вялость, сонливость, капризность), незначительным повышением температуры тела, выделениями из носовых ходов.
На 2-3 день присоединяются хрипы при дыхании, одышка, ребенок выражает беспокойство, оказывается от пищи, не может сосать грудь, соску, пустышку. Частота дыхания доходит до 80 дыхательных движений в минуту, пульс ускоряется до 160-180 уд./мин. Определяется цианоз носогубного треугольника, побледнение или синева кожных покровов, особенно пальцев рук, ног. Наблюдается выраженная вялость, сонливость, отсутствие комплекса оживления, реакции при обращении.
Для диагностики заболевания, определения его причин, стадии развития и наличия осложнений прибегают к следующим методам исследования:
Диагноз предполагают на основании анамнеза; основная причина, респираторно-синцитиальный вирус, может быть выявлена при помощи экспресс-теста. Лечение заключается в O2 терапии и регидратации. Прогноз в основном превосходный, но у некоторых пациентов развивается апноэ, или дыхательная недостаточность.
В зависимости от причины развития заболевания в первую очередь назначают препараты, воздействующие на возбудителя: противовирусные медикаменты, антибиотики, противогрибковые средства и т. д.
К этиотропной терапии обязательно в комплексе используется симптоматическое лечение: жаропонижающие средства, препараты-муколитики (ацетилцистеин, амброксол), лекарства, подавляющие кашлевый рефлекс, при выраженных мучительных приступах кашля, бронхолитические средства.
Используются препараты как общего, так и местного действия (через ингаляторы, небулайзеры, закапывания и спреи в носовые ходы и т. п.).
К медикаментозной терапии присоединяют методы лечебной физкультуры, гимнастики, массажа для облегчения отделения и вывода мокроты.
В терапии хронической формы основную роль имеет исключение фактора, провоцирующего воспалительный процесс в тканях бронхов: профессиональных вредностей, экологических условий, курения. После исключения данного фактора проводят длительное лечение муколитическими, бронхолитическими препаратами, медикаментами общеукрепляющего действия. Возможно использование кислородотерапии, санаторно-курортное лечение.
Показания к госпитализации включают нарастание дыхательной недостаточности, болезненный внешний вид (например, цианоз, вялость, быстрая утомляемость), апноэ в анамнезе, гипоксемию и неадекватный прием жидкости. Детей с такими основными заболеваниями, как болезни сердца, иммунодефицит или бронхолегочная дисплазия, которые составляют группу высокого риска тяжелых осложнений, также следует рассматривать в качестве кандидатов на госпитализацию.
У госпитализированных детей начинается оксигенотерапия через маску или канюли 30–40% O2, и его, как правило, достаточно для поддержания сатурации O2>90%. Интубация трахеи показана для тяжелого рецидивирующего апноэ, гипоксемии, не отвечающей на терапию O2 или задержку CO2, или у ребенка не могут быть санированы от слизи дыхательные пути.
Регидратация может поддерживаться частыми небольшими порциями прозрачных жидкостей. Для более больных детей жидкости должны быть первоначально введены внутривенно, а уровень гидратации должен контролироваться количеством и удельной массой мочи и содержанием электролитов в сыворотке.
Существует ряд доказательств, что системные кортикостероиды эффективны, если их применить на ранней стадии болезни или назначить детям с первоначальным кортикостероид-чувствительным состоянием (например, бронхолегочной дисплазией, астмой), но для большинства ранее здоровых детей польза не доказана.
Антибиотики применять не стоит, за исключением случаев возникновения вторичной бактериальной инфекции (редкое осложнение). Бронходилататоры не все эффективны, но у существенной части детей могут вызывать кратковременное улучшение. Такое действие особенно проявляется у детей, у которых ранее отмечались свистящие хрипы. Пребывание в больнице, вероятно, не сокращается.
Рибавирин – противовирусный препарат, активный in vitro против респираторно-синцитиального вируса, гриппа и кори, – судя по всему, клинически неэффективен и больше не рекомендуется к назначению, за исключением детей с тяжелым иммунодефицитом; он также потенциально токсичен для персонала больницы. Попытки применения РСВ-иммуноглобулина, по всей видимости, не дали эффекта.
Профилактика респираторно-синцитиальной вирусной инфекции путем пассивной иммунопрофилактики с использованием моноклональных антител к РСВ (паливизумаб) снижает частоту госпитализаций, но является дорогостоящей и показана, в первую очередь, детям грудного возраста с группы высокого риска ( Профилактика для показаний к применению и дозировки).