Ожирение — не просто косметическая проблема. Значительный рост числа лиц с избыточным весом и связь ожирения с повышением смертности и такими болезнями, как артериальная гипертензия (АГ), ишемическая болезнь сердца (ИБС), сахарный диабет
Ожирение — не просто косметическая проблема. Значительный рост числа лиц с избыточным весом и связь ожирения с повышением смертности и такими болезнями, как артериальная гипертензия (АГ), ишемическая болезнь сердца (ИБС), сахарный диабет 2 типа, остеоартроз, болезни желчного пузыря, некоторые злокачественные новообразования (рак молочной железы, простаты, эндометрия, толстой кишки), переводят ожирение в разряд серьезных медицинских проблем.
По последним оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в настоящее время свыше миллиарда человек на планете имеют избыточный вес: в США более 50% американцев могут быть отнесены к категории людей с избыточным весом или ожирением; в странах Западной Европы половина взрослого населения в возрасте 35-65 лет имеют избыточную массу тела либо ожирение [1, 17, 27]. Около 50% населения Великобритании страдают избыточным весом, с 1980 по 1995 год распространенность ожирения возросла с 8 до 15% [24]. В Российской Федерации у 30% лиц трудоспособного возраста — ожирение, у 25% — избыточная масса тела [1]. В 1997 году ВОЗ признала ожирение эпидемией XXI века [27].
Анализ эпидемиологических данных демонстрирует экспоненциальный рост смертности с увеличением массы тела [12]. У лиц с индексом массы тела (ИМТ) >25 кг/м2 риск развития ИБС вдвое, а при ИМТ >29 кг/м2 — вчетверо выше, чем у лиц с нормальным ИМТ. Около 75% случаев АГ ассоциируются с ожирением, хотя точный механизм, по которому оно способствует развитию АГ, остается неизвестным [14]. С увеличением массы тела возрастает риск развития сахарного диабета 2 типа, у лиц с ИМТ >35 кг/м2 он в 40 раз превышает таковой у лиц с нормальным ИМТ. При ожирении в 2-5 раз возрастает риск развития рака толстой кишки и эндометрия [24].
Основными причинами эпидемии ожирения в мире являются малоподвижный образ жизни и избыточное потребление пищевых продуктов, богатых легкоусвояемыми углеводами и жирами [24]. Необходимо заметить, что при наличии этих экзогенных факторов для развития ожирения необходима еще и генетическая предрасположенность.
С медицинской точки зрения ожирение — хроническое полиэтиологическое заболевание, связанное с рядом генетических и неврологических факторов, изменением функций эндокринной системы, стилем жизни и пищевыми привычками пациента [1]. Различают алиментарно-конституциональный тип ожирения, встречающийся наиболее часто, и эндокринный, вызванный каким-либо эндокринным заболеванием: гипотиреозом, нарушением функции яичников, надпочечников и другими [2]. Для классификации избыточной массы тела и/или ожирения используют индекс массы тела:
ИМТ=масса тела (кг)/рост2 (м2).
ИМТ, равное 25-29,9 кг/м2, свидетельствует об избыточной массе тела, если ИМТ превышает 30 кг/м2 — об ожирении (табл.).
Для определения риска развития болезней сердечно-сосудистой системы (ССС) большое значение имеет не только тип ожирения, но и характер распределения подкожно-жировой клетчатки. Так, взаимосвязь между ожирением и болезнями ССС чаще прослеживается при центральном, или висцеральном ожирении, чем при общем ожирении. Висцеральная жировая ткань характеризуется выраженной липолитической активностью и метаболическими нарушениями. Клинический диагноз ожирения центрального типа ставится на основании измерения окружности талии и окружности бедер. Если соотношение окружностей талии и бедер у мужчин превышает 0,95, а у женщин — 0,85 — центральный тип ожирения, который является фактором риска сопутствующих заболеваний [27].
Основные цели лечения ожирения — снижение развития числа сопутствующих патологий и увеличение продолжительности жизни больного. Быстрая потеря веса, особенно у лиц с заболеваниями ССС, может привести к ряду серьезных осложнений, развитию аритмий, внезапной смерти, вызванной атрофией миокарда, на фоне недостаточного поступления белка с пищей при удлинении интервала QT на ЭКГ. Резкие перепады массы тела значительно увеличивают риск летальных исходов, поэтому в процессе похудения для таких пациентов необходимы регулярный электрокардиографический контроль и измерение АД [1]. Тщательный контроль АД особенно нужен при назначении анорексигенных препаратов центрального действия (симпатомиметиков), способных дестабилизировать течение АГ.
В настоящее время принята методика снижения веса на 10% от исходной массы тела за 6 месяцев [11]. Проспективное исследование в течение 12 лет, в котором принимали участие тучные женщины в возрасте 40-64 лет, показало, что снижение массы тела на 5-10% (0,5-9 кг) от исходной в течение 4-6 месяцев способствует уменьшению риска развития заболеваний ССС на 9%, сахарного диабета 2 типа — на 44%, общей смертности — на 20%, от онкологических болезней, ассоциированных с ожирением, — на 40% [25].
Перед медикаментозной терапией пациенту следует дать рекомендации по модификации образа жизни, соблюдению низкокалорийной диеты, повышению физической активности. В опубликованных в 1998 году клинических рекомендациях по лечению ожирения указано, что диета больного с избыточным весом или ожирением должна быть богата сложными углеводами, содержать умеренное количество белков и малое количество жиров [11]. Однако в популярной литературе по-прежнему появляются новые модные диеты с низким содержанием углеводов и высоким содержанием жиров и белков [20]. Независимо от соотношения питательных веществ в диете, пациенту с ожирением, чтобы снизить вес, необходимо уменьшить суточное потребление калорий. Обычно снижение энергетической ценности питания на 500-1000 ккал/сут способствует снижению веса на 0,45-0,9 кг в неделю [20].
Физическая активность у больных с ожирением должна носить индивидуальный характер в зависимости от сопутствующих заболеваний. Так, больным с дегенеративными болезнями суставов нижних конечностей можно рекомендовать плавание или водную аэробику. Больным с ИБС, по крайней мере на начальном этапе, следует заниматься лечебной физкультурой под руководством методиста [20].
Если немедикаментозные методы борьбы с ожирением недостаточны для достижения цели или не позволяют поддерживать сниженную массу тела длительное время, необходимо рассмотреть вопрос фармакотерапии. В настоящее время для медикаментозного лечения ожирения используют лекарственные препараты двух групп — симпатомиметики и ингибиторы кишечных липаз.
Симпатомиметики подавляют аппетит, стимулируют высвобождение или угнетают обратный захват моноаминов (норэпинефрин, серотонин, допамин) нервными окончаниями центра насыщения в гипоталамусе. Первый опыт использования препаратов этой группы при ожирении оказался неудачным. Фенфлурамина гидрохлорид и его изомер дексфенфлурамина гидрохлорид запретила Food and Drug Administration (FDA) летом 1997 года и изъяла из продажи [9]. Фенфлурамин и дексфенфлурамин повышают чувство насыщения путем угнетения обратного захвата или стимуляции высвобождения серотонина в центральной нервной системе [15]. Несмотря на то, что первое сообщение о связи фенфлурамина с развитием легочной гипертензии было опубликовано еще в 1981 году, препарат и его производное широко использовали в странах Европы и США для лечения ожирения до второй половины 90-х годов [10]. В международном исследовании первичной легочной гипертензии (The International Primary Pulmonary Hypertension Study) было обнаружено, что прием анорексигенных средств, в основном производных фенфлурамина, ассоциировался с десятикратным повышением риска первичной легочной гипертензии (ПЛГ) по сравнению с контрольной группой. Длительный прием препаратов (более 3 месяцев) сопровождался 23-кратным повышением риска ПЛГ [4]. Кроме того, была выявлена связь между приемом фенфлурамина и дексфенфлурамина, в том числе в комбинации с ныне широко используемым в Европе симпатомиметиком — фентермином, и поражением клапанов сердца [9]. Фенфлурамин и дексфенфлурамин были запрещены более 5 лет назад, но проблема вредного влияния симпатомиметиков на сердечно-сосудистую систему активно дискутируется до сих пор [3, 6, 20].
В Украине зарегистрирован симпатомиметик сибутрамина гидрохлорид, механизм действия которого заключается в угнетении обратного захвата норэпинефрина, серотонина и допамина в ЦНС. Причем, он в три раза сильнее угнетает захват норэпинефрина и серотонина, чем допамина. Повышение концентрации норэпинефрина и серотонина в ЦНС приводит к появлению чувства насыщения [19].
В клинических исследованиях продемонстрировано, что сибутрамин позволяет достичь более значительной потери веса, чем плацебо. Снижение веса отмечали у пациентов, принимавших сибутрамин, но не соблюдавших гипокалорийной диеты и не стремившихся изменить образ жизни [5, 13, 18, 22]. Снижения веса на 5-10% от исходного достигали пациенты, сочетавшие препарат с низкокалорийной диетой, модифицировав образ жизни [22].
В клинических исследованиях доказано повышение уровней систолического (САД) и диастолического артериального давления (ДАД) в среднем на 1-3 мм рт. ст. и частоты сердечных сокращений (ЧСС) на 4-5 уд/мин в группе больных, принимавших сибутрамин в дозе 5-20 мг/сут, по сравнению с группой плацебо [16]. Артериальная гипертензия была наиболее частой причиной выхода больных из исследования (5,3% случаев в группе сибутрамина и 1,4% случаев в группе плацебо).
Сообщения о 2 случаях смерти и 50 побочных эффектах (главным образом, тахикардии, артериальной гипертензии и аритмий), ассоциированных с приемом симпатомиметика сибутрамина, стало причиной отзыва препарата с рынка Италии и повторной инспекции препарата в Германии, Франции и Великобритании [20, 22, 26]. Европейское агентство по оценке лекарств (The Euro-pean Medicines Evaluation Agency) инициировало широкий анализ риск/польза сибутрамина, оставшегося на рынках в странах Западной Европы, в том числе в Великобритании, где было зарегистрировано 215 сообщений о 411 побочных эффектах (включая 95 случаев серьезных побочных эффектов и 2 случая смерти), и Франции [26].
Сибутрамин, согласно инструкции, не следует назначать пациентам с ишемической болезнью сердца, застойной сердечной недостаточностью, нарушениями сердечного ритма мозгового кровообращения в анамнезе, почечной недостаточностью или тяжелой дисфункцией печени; с осторожностью — больным с артериальной гипертензией. При недостаточном контроле АД у больных АГ препарат противопоказан [19].
Таким образом, рациональную фармакотерапию ожирения симпатомиметиками у больных с сопутствующими болезнями ССС нужно проводить под постоянным врачебным мониторингом деятельности ССС с учетом риска развития возможных побочных явлений.