В какой-то мере настоящая статья обязана обратить внимание читателей на одну из ведущих проблем рациональной фармакотерапии – безопасность медицинского применения антибактериальных ЛС в Украине.
Часто, рассматривая различные вопросы эффективного и безопасного применения лекарственных средств (ЛС), мы обращаемся к зарубежному опыту, широко цитируя и интерпретируя данные, полученные нашими коллегами в различных странах, подчас забывая о том, что располагаем огромным и нуждающимся в преломлении к нашим условиям жизни информационным полем.
В последние десятилетия антибактериальные препараты, в частности антибиотики, являются одной из самых динамичных групп ЛС. Последнее связано со множеством причин, с не полностью оправдавшимися, но, попрежнему, существующими надеждами на их фармакотерапевтическую мощь, а отсюда – продолжающееся необузданное, нередко неадекватное их применение, включая самолечение. Это подтверждают данные, приведенные в «Еженедельнике АПТЕКА»: по результатам объема только аптечных продаж за три квартала 2005 г. в Украине антибактериальные препараты для системного использования занимают первую позицию среди десяти ведущих АТС-групп ЛС. С другой стороны, рациональное применение антибиотиков, по определению ВОЗ, включает в себя оптимальный выбор ЛС как с точки зрения стоимости/ эффективности, обеспечивающих максимальный терапевтический эффект и минимальную токсичность, связанную с применением ЛС, так и незначительного развития антимикробной резистентности.
Группа международных специалистов, изучавших устойчивость к антибиотикам, считает, что хотя антибиотики спасли и улучшили больше жизней, чем любой другой класс медикаментов, их применение «запустило в движение крупнейшее вмешательство в генетику популяции, которое когда-либо видела планета. Результаты этого вмешательства видны в распространении генов, устойчивых к антибиотикам, во всех популяциях бактерий в мире» [1]. Это изменение оказало на здоровье людей такое же глубокое влияние, как и сами антибиотики [2]. R. de Groot отмечает, что резистентность к противомикробным средствам стала глобальной проблемой, в значительной степени влияющей на здравоохранение в развитых и развивающихся странах [3]. S.B. Levy полагает, что «бактерии принадлежат уже не только нам. Можно сказать, что мы их сбрасываем, выделяем и другим образом распространяем в окружающую среду, где они становятся частью общей массы» [4]. Это быстрое распространение означает, что все больше людей не реагируют на антибиотики, которые прежде были эффективны.
Третья группа факторов во взаимоотношениях антибиотик – микроорганизм – макроорганизм – неблагоприятные влияния этих ЛС на организм человека. Практически в большинстве стран мира антибиотики считаются ведущей фармакологической группой по частоте возникновения случаев побочного действия (ПД). Как мы указывали в предыдущих сообщениях, Украина не является исключением в этом отношении (табл. 1).
Следует подчеркнуть, что в общей структуре ПД при применении ЛС существуют региональные отличия от средних данных по Украине (табл. 2).
В то же время в общей структуре по частоте возникновения ПД препараты антибиотиков и других антимикробных ЛС занимают ведущее место – 23,1%. Среди указанных ЛС чаще всего ПД встречались при применении пенициллинов – 26,5%, цефалоспоринов – 22,8%, хинолонов и фторхинолонов – 15,2%, макролидов и линкомицина – 6,9%, аминогликозидов – 8,4%, метронидазола – 6,5%, сульфаниламидов – 4,8%, тетрациклинов – 3,2%, левомицетина – 2,3%, нитрофуранов – 0,84%, ванкомицина – 0,2%. Некоторые представители перечисленных групп ЛС входят в Топ-20 по частоте ПД в Украине. Так, при анализе перечня Топ-20 препаратов выяснено, что лидирующее место по частоте проявлений ПД ЛС (по состоянию на 01.01.06, данные ГФЦ МЗ Украины) занимают антибактериальные ЛС – 9 из 20 (45%) (рис.).
В зависимости от механизма действия антимикробных ЛС на макроорганизм можно выделить три группы ПД.
Часто ПД, имеющие сходные клинические признаки, развиваются в результате воздействия различных причин практически у всех групп этих ЛС (табл. 4).
Например, диарея может быть не только следствием прямого воздействия препарата на слизистую оболочку или нервно-мышечный аппарат кишечника, но и проявлением суперинфекции или дисбактериоза лекарственного генеза. Такие проявления нежелательных ПД на эти ЛС, как агранулоцитоз, гипопластическая анемия, являются, как правило, следствием токсического действия препарата, они дозозависимы, но в их основе могут лежать и реакции сенсибилизированных элементов крови и кроветворных органов со вновь возникающими антигенами, образующимися при связывании лекарственного вещества с белками плазмы крови (ПД аллергического характера).
Системные проявления, возникающие в результате ПД антибиотиков и других антимикробных ЛС, в Украине отличаются мозаичностью, однако превалируют аллергические проявления, нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, ЦНС, сердечно-сосудистой системы (табл. 5).
В связи с изложенным выше, считаем целесообразным обратить внимание практикующих врачей и фармацевтов на ряд общих данных из анализа особенностей ПД некоторых основных групп антибиотиков и противомикробных ЛС в Украине, которые приведены в настоящей статье.