Проблема сепсиса у детей. Начало. Клиническая диагностика сепсиса Необходимость ранней диагностики ССВО и постоянного клинического мониторинга его течения не вызывает сомнений. Для врача-практика очень важно знать ранние признаки сепсиса, что позволит
Проблема сепсиса у детей. Начало.
Необходимость ранней диагностики ССВО и постоянного клинического мониторинга его течения не вызывает сомнений. Для врача-практика очень важно знать ранние признаки сепсиса, что позволит ему своевременно диагностировать системный воспалительный ответ и назначить ребенку адекватную терапию. Выявление ССВО — важный сигнал для врача, свидетельствующий о чрезвычайно высоком риске развития генерализованных инфекционных осложнений.
В этом случае очень важно установить, при какой структуре синдрома системного воспалительного ответа возникает риск летального исхода у ребенка.
Ключевым признаком для диагностики сепсиса является пролонгированная лихорадка как следствие влияния определенных медиаторов, прежде всего простагландина Е2, хотя и многие другие эндогенные молекулы могут приводить к развитию гипертермии. К ранним клиническим признакам также можно отнести изменения в системе крови, понижение АД, расстройства дыхания (табл. 2). Однако до конца не установлено, при каком количестве симптомов можно заподозрить ССВО. В работах П. И. Миронова (2000) показано, что наличие двух симптомов ССВО предполагает возникновение органной дисфункции у 1,8% пациентов с гнойно-воспалительной патологией. При обнаружении трех симптомов ССВО в течение суток и более частота развития тяжелого сепсиса возрастает до 22,5% и летальность составляет 2%. Поэтому клиницистов необходимо ориентировать на постановку диагноза сепсиса у ребенка при наличии инфекционного очага, а также трех и более симптомов ССВО и/или органной дисфункции.
Несовершенство диагностических параметров ССВО в возрастном аспекте в значительной мере затрудняет унификацию статиcтических показателей при септической патологии в детском возрасте. Клиническая манифестация сепсиса такая же, как системного воспалительного ответа, но при этом всегда присутствует инфекционное начало. Развернутая клиническая картина сепсиса характеризуется нарушением функций органов и систем, связанных с их гипоперфузией.
Каковы же ранние диагностические критерии сепсиса у новорожденных? Во-первых, наличие данных о пренатальном инфицировании плода и характерных признаков интранатальной и постнатальной инфекции. Что касается клинико-лабораторных проявлений сепсиса, то трудно выделить какой-либо патогномоничный синдром или симптом, что связано с большим разнообразием морфологических и функциональных сдвигов, происходящих в организме новорожденного. Однако при всем многообразии клинико-лабораторной картины синдрома системного воспаления можно достаточно четко определить ряд показателей, свидетельствующих о его наличии (табл. 3).
При постановке диагноза сепсиса у новорожденных учитывают дополнительные клинико-лабораторные критерии «второй линии»:
Использование данных критериев позволяет весьма четко диагностировать ССВО, который у новорожденных часто быстро прогрессирует с развитием тяжелого сепсиса/септического шока и полиорганной недостаточности. Сепсис, сочетающийся (но не ограничивающийся) с лактацидозом, олигурией и острым нарушением уровня сознания, определяют как тяжелый. Причем, дисфункция центральной нервной системы у детей развивается чаще и быстрее, чем у взрослых. Таким образом, диагностирование тяжелого сепсиса тесно связано с выявлением признаков органной дисфункции у ребенка.
Развитие тяжелого сепсиса у новорожденных патогномонично развитию у них септического шока, результирующим критерием которого является снижение потребления кислорода тканями. Новорожденный ребенок может умереть от сепсиса в течение нескольких часов, поэтому своевременное диагностирование тяжелого сепсиса/септического шока особенно важно (табл. 4).
Что касается последнего метаболического фактора, то уровень молочной кислоты, по данным T. D. Dure, W. Batt, M. Soth (1997), расценивают как самый ранний диагностический показатель выживаемости новорожденного, находящегося в состоянии септического шока (табл. 5).
Проведенные в нашей стране и за рубежом исследования позволили выявить общую закономерность формирования синдрома полиорганной недостаточности (ПОН) у новорожденных. Он включает в себя: респираторный дистресс-синдром, острую почечную и печеночную недостаточность, ДВС-синдром, нарушения функции ЦНС. Однако, если у взрослых легкие являются первым органом, который вовлекается в ПОН, то у новорожденных он предпоследний. P. Gupta с соавт. (1994) отмечали, что развитие дыхательных расстройств у новорожденных с сепсисом или септическим шоком — плохой прогностический критерий.
Поражения желудочно-кишечного тракта при сепсисе разнообразны. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что кишечник играет центральную роль в патогенезе полиорганной недостаточности при тяжелом сепсисе. В детском возрасте наиболее приемлемым, на наш взгляд, представляется использование критериев органной дисфункции, разработанных D.Wilkinson и L.Doughty (табл. 6, 7).
Дыхательная недостаточность сама по себе не так часто является причиной смерти больных в отделениях интенсивной терапии, как при наличии сочетанной патологии со стороны почек, печени, сердечно-сосудистой системы, при которой отмечается высокая летальность. Полиорганная недостаточность возникает в основном в результате сепсиса, поэтому точный бактериологический контроль при постановке диагноза, соответствующие превентивные и терапевтические мероприятия позволяют снизить тяжесть инфицирования и улучшить прогноз у новорожденных.
К настоящему времени показано, что системный ответ организма на инфекцию в большей степени, чем состояние локального воспалительного очага, определяет течение и исход инфекционного заболевания. Хотя объяснить отсутствие корреляции между характером воспалительного ответа и тяжестью местного воспаления трудно. По-прежнему недостаточно ясны движущие силы каскада событий от бактериальной инфекции до развития полиорганной недостаточности и смерти. Поэтому очень важны дальнейшие исследования, направленные на раннее выявление инфекционной природы ССВО.
На сегодняшний день сложные проблемы диагностики сепсиса еще не решены, изучение патогенеза ССВО у новорожденных и детей более старшего возраста продолжается. Несмотря на то, что эффекты многих медиаторов известны, еще большое число медиаторов не идентифицированы. Не изучены взаимодействия между ними, которые в значительной мере определяют исход при ССВО. Имея достаточно четкие и достоверные клинические признаки, связанные с септическими состояниями у новорожденных, остаются актуальными именно своевременное их распознавание и адекватная оценка тяжести состояния на определенных этапах. Посредством клинических и экспериментальных исследований, направленных на более глубокое изучение патогенеза ССВО и его клинической диагностики, можно разрешить сомнительные вопросы сложной проблемы сепсиса.