В Киевском городском центре печени и поджелудочной железы, который функционирует на базе городской больницы № 10, работа кипит круглосуточно. Ведь больница – это еще и клиническая база кафедры общей хирургии №1 Национального медицинского университета им. А.А. Богомольца. У заведующего кафедрой, доктора медицинских наук, профессора Алексея Ивановича Дронова на счету каждая минута. Обсуждение насущных вопросов с сотрудниками, обход и прием больных, операции, занятия со студентами – все это занимает у профессора немало времени, поэтому наша беседа с ним об основных направлениях работы Центра и кафедры состоялась ранним утром.
– Алексей Иванович, как много больных проходит через Центр печени и поджелудочной железы?
– Ежегодно на 100 койках, которыми располагает Центр, проходят лечение более 6 тысяч больных. Мы проводим свыше 4 тысяч операций в год, из них более половины – это сложные оперативные вмешательства. За последние два года наметилась, на мой взгляд, важная положительная тенденция: 56% операций носят характер плановых, тогда как еще недавно большинство больных поступали к нам по скорой помощи. Считаю, что это в первую очередь говорит о стабильности нашего специализированного Центра, где и аппаратура, и персонал, и операционные предназначены для работы с пациентами, имеющими конкретные патологии.
К сожалению, в нашей практике еще нередки случаи, когда больные поступают в Центр после нескольких дней, а иногда и недель пребывания в неспециализированных учреждениях. Чаще всего это пациенты со злокачественными новообразованиями печени и поджелудочной железы или перитонитом, которым только после неэффективности ранее назначенного лечения проводится тщательное обследование, которое помогает установить истинную причину заболевания. Такие пациенты требуют повышенного внимания и заботы.
– Известно, что до того как стать заведующим кафедрой, вы долгое время работали в Институте хирургии и трансплантологии АМН Украины. Удалось ли на новом месте внедрить новые хирургические технологии, которые раньше в Центре не проводились?
– Кое-что удалось. Когда я пришел в Центр, здесь была хорошо развита ургентная помощь, плановая хирургия была не на должном уровне. Например, радикальные операции при опухоли поджелудочной железы выполняли крайне редко. За два года работы мне удалось внедрить около 40 операций, 20 из которых – это радикальные операции на поджелудочной железе. Конечно, при данной патологии чем раньше больной обратится за помощью, тем операция будет эффективней, но рак поджелудочной железы трудно диагностировать в ранние сроки.
Мы выполняем большое количество операций на печени. Этим направлением долгое время очень серьезно занимался известный профессор Владимир Сергеевич Земсков, создавший этот Центр и более 20 лет руководивший кафедрой общей хирургии №1. После его смерти число таких операций резко сократилось, и только в последнее время нам удалось поднять это важное направление.
– Не будь хорошего коллектива, наверное, не удалось бы достичь результатов, о которых вы сейчас говорите?
– Совершенно верно. Коллектив у нас прекрасный, львиную долю его составляют молодые люди, среди которых можно выделить очень перспективных специалистов. Нам есть с кем работать, с кем внедрять новые методики, и это крайне важно. Несколько наших сотрудников уже были на стажировке в зарубежных клиниках, в том числе и я. Один из врачей недавно защитил в Германии диссертацию.
– Я не могу не спросить и о тех направлениях, которые являются на сегодня главными в работе кафедры общей хирургии. Особый интерес также вызывает отделение эфферентной терапии, которое действует при кафедре.
– Основными направлениями и приоритетами в работе кафедры остаются хирургическое лечение доброкачественных и злокачественных новообразований печени и паразитарных заболеваний печени с использованием методик сбережения крови; хирургическое лечение заболеваний желчевыводящих путей с применением миниинвазивных методик; хирургическое лечение новообразований желчевыводящих путей, а также комплексное лечение острого панкреатита с использованием различных методов и лечение невоспалительных заболеваний поджелудочной железы, где эффективны криохирургические технологии.
На кафедре разработаны и внедрены модели «искусственной печени», которые используют сегодня в комплексном лечении острых и хронических заболеваний печени, поджелудочной железы и желчных протоков. Научные разработки мы проводим совместно с отделом физико-химических механизмов сорбционной детоксикации Института экспериментальной патологии, онкологии и радиобиологии им. Р.Е. Кавецкого, руководителем которого является профессор В.Г. Николаев, а также с Институтом инфекционных заболеваний им. Л.В. Громашевского АМН Украины и кафедрой онкологии НМУ им. А.А. Богомольца.
Относительно отдела эфферентной терапии хочу сказать, что здесь проводится активная детоксикация организма, применяются такие современные методы, как гемосорбция, гемоиммуносорбция, плазмосорбция, ультрафильтрация, детоксикация с использованием энтеросорбентов и т. д. Эти методы целесообразны у пациентов с гепатитами и циррозом печени, алкогольной болезнью печени, интоксикацией или отравлением, при острых хронических заболеваниях поджелудочной железы и других патологиях.
– Алексей Иванович, поскольку Центр печени и поджелудочной железы является специализированным лечебным учреждением города, какова техническая оснащенность и обеспеченность лекарственными препаратами?
– Это наболевший вопрос, поскольку, к огромному нашему сожалению, никакой помощи городские органы здравоохранения нам не оказывают, хотя Центр существует уже более 20 лет. Вам покажется это нелепым, но долгое время мы не имели современного ультразвукового аппарата, который мне удалось, наконец, получить от медуниверситета. Тот аппарат УЗИ, который когда-то передали Центру специалисты из Японии в качестве гуманитарной помощи, не выдерживал круглосуточной работы. А вы прекрасно понимаете, что от качества диагностики зависит и качество оказания медицинской помощи. До сих пор не решена проблема с колоноскопом и когда решится, неизвестно.
Вы были в отделениях нашей клиники, видели, что кое-где нам удалось сделать ремонт. В этом большая заслуга нашего коллектива, друзей и родственников пациентов. Как говорится, с миру по нитке, что-то да получается. Каждый год мы обязательно ремонтируем какую-то часть помещений, и даже если это только одна палата, считаем большим успехом.
– Во время нашей беседы вы часто возвращались к тому, что нередки случаи, когда пациенты поступают в Центр в тяжелом состоянии вследствие некачественной диагностики или обращения к непрофильным специалистам. В этой связи, с какими словами вы хотели бы обратиться к вашим коллегам?
– Я абсолютно уверен, что те специалисты, которые приезжают на конференции, внимательно читают специализированную литературу, отслеживают новые методы диагностики и лечения, хорошо знакомы со стандартами, которые разработаны и внедрены по каждому из заболеваний желудочно-кишечного тракта, прекрасно могут сориентироваться на месте, что следует предпринять в том или другом случае.
Иное дело онкологические больные, в отношении которых нужно всегда быть предельно настороженными. И если есть у врача какие-то сомнения – лучше не искушать судьбу, а сразу направлять пациента в профильное лечебное учреждение, где специалисты каждый день занимаются этой патологией. Начиная лечить такого больного, врач не заработает ни славы, ни благодарности от пациента, поскольку обращение пациентов один-два раза в год не может научить грамотно и эффективно оказывать помощь при онкозаболеваниях.
Что касается нашего Центра, то опыт работы с онкобольными у нас есть. Если мы видим, что можем оказать помощь, мы это делаем. Но если пациенту необходима консультация специалиста другого профиля, мы обязательно направляем больного к нему, прекрасно понимая, что есть врачи, которые ежедневно оттачивают свое мастерство именно в этом направлении. Такой подход мне кажется разумным и грамотным, способствующим эффективности лечения наших пациентов.