Жалобы на вздутия живота, повышенную частоту и объем испускаемых газов относят к числу наиболее распространенных среди пациентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Зловонность и несвоевременность испускаемых газов иногда доставляют больным больше забот, чем даже боли в животе. Эпизодически избыточное скопление газов происходит и у здоровых людей. Практически нет человека, которому не знакомо ощущение эмоционального дискомфорта в момент, когда звучное урчание в животе или специфические звуки, сопровождающие отхождение газов, становятся доступны слуху окружающих.
Л.И. Буторова, А.Н. Коломоец, Е.С. Тарасова, Т.Н. Попова, А.В. Калинин
Проблема чрезмерного газообразования в желудочно-кишечном тракте волновала людей еще в глубокой древности. Недаром в число богов древнеримского пантеона входил бог флатуленции – Крепитус. Гиппократ и Гален рекомендовали использовать пустотелый камыш «для очищения тела от ветров».
Современная гастроэнтерология располагает знаниями, как и в каких отделах желудочно-кишечного тракта образуются основные газы и происходит регуляция газового состава полостей, почему все больше людей страдают метеоризмом (вздутие живота в результате скопления газов в пищеварительном тракте за счет их повышенного образования или недостаточного выведения из организма), флатуленцией (повышенное образование и отхождение газов через анус), борборигмами (переливание в животе), какова должна быть тактика профилактики и лечения этого страдания. Однако истинная физиологическая значимость кишечных газов, придающая человеку своеобразный запах и играющая существенную роль в проявлении тех или иных поведенческих реакций, до настоящего времени не установлена.
Газы присутствуют в кишечнике в результате:
Считается, что в норме 65-70 % кишечного газа – экзогенного происхождения, 30-35 % – эндогенного.
Аэрофагия в небольших количествах имеет место в норме в процессе еды и питья. При каждом акте глотания воздух попадает в желудок; его количество варьирует у разных людей, но в среднем составляет 2-3 мл. Быстрая еда с недостаточным пережевыванием пищи, заглатывание больших кусков приводит к увеличению объема желудочного газового пузыря. Больше заглатывают воздух пациенты, имеющие привычку курить и разговаривать во время приема пищи. Частые глотательные движения свойственны больным с хронической патологией носоглотки, при гиперсаливации. Некоторые люди бессознательно заглатывают воздух и вне связи с приемом пищи, особенно в состоянии тревоги. Газовый «желудочный пузырь» представлен, главным образом, азотом и кислородом, т. е. теми газами, которые в достаточных концентрациях присутствуют в атмосфере. Некоторое количество этого воздуха выходит из желудка при отрыжке, большая же часть попадает в кишечник. Приблизительно от 20 до 60 % газа, находящегося в кишечнике, приходится на долю заглатываемого воздуха.
В просвете самой кишки образуются: углекислый газ (СО2), водород (Н2), метан (СН4), сероводород (Н2S), аммиак (NH3). Газообразование в просвете кишечника осуществляется различными путями.
Так, в верхних отделах тонкой кишки происходит образование значительных количеств СО2 в результате реакции между бикарбонатными ионами НСО3-, секретируемыми поджелудочной железой, кишечником и печенью, и ионами Н+, выделяемыми с желудочным соком, а также отщепляемыми от жирных кислот пищи, образующимися при переваривании жиров. Теоретически после каждого приема пищи в двенадцатиперстной кишке может освобождаться до четырех литров углекислого газа, большая его часть быстро реабсорбируется в тонкой кишке.
СО2 в составе газа, скапливающегося в толстой кишке, образуется, в большей степени, в результате ферментативного действия кишечных бактерий на органические вещества, не всосавшиеся в тонкой кишке. К таким веществам относятся, главным образом, растительные волокна – целлюлоза, гемицеллюлоза, пектины, лигнины. Кислые продукты бактериального сбраживания этих веществ в толстой кишке также могут реагировать с бикарбонатами, образуя СО2.
В результате микробного метаболизма невсосавшихся углеводов и аминокислот в просвете толстой кишки образуются значительные объемы Н2. Следует отметить, что весь водород в выдыхаемом воздухе является результатом деятельности кишечных бактерий. Поэтому водородный дыхательный тест можно использовать не только для изучения скорости эвакуации пищи из тонкой кишки, но и для диагностики избыточного роста микрофлоры. Много водорода выделяется при употреблении определенных фруктов и овощей (например, бобы, горох), содержащих плохо перевариваемые углеводы, а также при синдромах мальабсорбции.
Метан образуется в толстой кишке облигатно анаэробными бактериями при переработке эндогенных веществ, прием пищи лишь незначительно влияет на скорость его образования. Приблизительно у трети взрослого населения образуются довольно большие количества СН4, поэтому плотность фекальных масс составляет у них менее 1,0 и они всплывают на поверхности воды. У лиц с дивертикулезом толстой кишки содержание метана в выделяемых газах увеличено.
С высокой концентрацией Н2 и СО2 может быть связана быстрая и/или частая экскреция газов из кишечника по типу «звучного прорыва». Выделяющиеся из кишечника водород и метан способны к воспламенению, сообщалось о случаях газового взрыва во время операции на тощей или толстой кишках и даже во время проведения проктосигмоскопических исследований при выполнении диатермии.
Аммиак образуется в толстой кишке вследствие микробной деградации мочевины или аминокислот. Под влиянием кишечных микроорганизмов в результате гидролитических процессов в аммиак превращается до 30 % мочевины, образующейся в печени.
Сероводород образуется преимущественно при микробной трансформации серосодержащих аминокислот анаэробными бактериями.
Неприятный запах выделяемых из кишки газов связан с присутствием следовых количеств таких ароматических соединений, как индол, скатол, меркаптан, которые образуются в толстой кишке в результате воздействия интестинальной микрофлоры на не переваренные в тонкой кишке органические соединения.
Еще одним источником газов в просвете кишки служит их диффузия из плазмы. Направление диффузии определяется относительными парциальными давлениями газа в плазме и в просвете кишки.
В норме в желудочно-кишечном тракте в среднем содержится около 200 мл газа. При переваривании обеда образуется около 15 л газа, который большей частью резорбируется через кишечную стенку. У здоровых людей ежесуточно через прямую кишку выделяется около 600 мл газов (от 200 до 2000 мл) и выходят они в виде приблизительно 15 порций по 40 мл каждая, хотя существуют значительные индивидуальные различия.
В физиологических условиях хорошо всасывается углекислый газ, меньше – кислород, частью поглощаемый ацидофильными кишечными бактериями. Метан и водород частично всасываются и выделяются легкими. Азот и сероводород не всасываются и выделяются через прямую кишку.
При нарушении соотношений между образованием газов в кишечнике, их абсорбцией и удалением возникают условия для избыточного скопления газов в желудочно-кишечном тракте в виде газовой пены. Дело в том, что в просвете кишки находятся различные органические вещества, имеющие свойства пенообразователей: белки, жиры, желчные кислоты, мукополисахариды слизи, мыла. Свободная энергия этих веществ и силы поверхностного натяжения на границе раздела сред жидкость – газ способствуют образованию структур с минимальной поверхностью (что обеспечивает равновесие и устойчивость структуры). Такому условию отвечает шарообразная форма капель в системе жидкость в газе (капли воды в газовой кишечной смеси или пузырьки газа в жидкой среде).
Чем более нарушены процессы нормального переваривания и всасывания пищевых ингредиентов, тем не только больше образуется кишечных газов, но и облегчаются условия для образования стабильной газовой пены. Эта слизистая пена покрывает тонким слоем поверхность слизистой оболочки кишки, что в свою очередь затрудняет пристеночное пищеварение, снижает активность ферментов, нарушает усвоение питательных веществ, резорбцию газов, замыкая тем самым патологический круг.
Практически любое заболевание желудочно-кишечного тракта может приводить к повышенному образованию газов и/или нарушению их пассажа по кишечнику. Такие состояния могут проявляться в различном возрасте вследствие самых разных причин. Так, метеоризм может возникнуть у ребенка уже в первые дни жизни в результате несовершенства ферментной системы пищеварения. У практически здоровых пожилых и старых лиц «старческий метеоризм» связан с возрастным удлинением кишки, уменьшением количества функционирующих желез, выделяющих пищеварительные ферменты, атрофией мышечного слоя кишечной стенки. В зависимости от ведущей причины нарушения газообразования выделяют следующие виды метеоризма.
Таким образом, этиологические и патогенетические факторы чрезмерного образования газов в кишечнике весьма разнообразны, обычно одновременно действуют сразу несколько механизмов.
Клиническими проявлениями чрезмерного накопления газов в желудочно-кишечном тракте являются: боль, вздутие и урчание в животе, отрыжка, повышенный объем и зловонность испускаемых газов, запор или понос. Метеоризм часто сопровождают различные диспепсические расстройства: ощущение дискомфорта и/или боли в эпигастральной области, раннее насыщение, чувство перенаполнения, тошнота. В отдельных случаях, особенно у молодых людей, развивается своеобразный психоневроз.
Выраженность симптоматики не всегда коррелирует с объемом «избыточных газов». У большинства здоровых людей антеградное введение газа в кишечник в количестве одного литра в час сопровождается лишь минимальными симптомами, тогда как пациенты с функциональными заболеваниями кишечника (синдром функционального метеоризма, синдром раздраженного кишечника) часто не переносят гораздо меньшее количество газа в кишечнике. По-видимому, клиническая симптоматика обусловлена не только биохимической дезорганизацией процессов газообразования и газовыведения, но и связана с повышенной чувствительностью кишечника, функциональными нарушениями его сократительной активности. Клинические наблюдения позволяют рассматривать функциональный метеоризм как результат эмоциональных расстройств в системе межличностных нарушений. Как правило, эти больные по своим личностным особенностям пассивны, не склонны к конфронтации, не обладают достаточной настойчивостью в достижении целей и имеют определенные трудности в сдерживании гнева. Нередко у этих пациентов формируется избегающий тип поведения, возникают конфликты в быту, на работе.
С другой стороны, при наличии хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта, даже минимальные превышения образования газа могут сопровождаться значительными клиническими проявлениями.
При избыточном накоплении газов в кишечнике могут наблюдаться довольно тягостные ощущения со стороны других органов и систем (дигестивная астения): чувство жжения в области сердца, сердцебиения, перебои сердечного ритма, нарушения сна, расстройства настроения, общая слабость. Иногда больных беспокоит одышка, в отдельных случаях – довольно сильная (диспепсическая астма).
Метеоризм трудно лечить, так как в большинстве случаев жалобы обусловлены либо висцеральной гиперчувствительностью к нормальным количествам газа (синдром раздраженного кишечника, функциональный метеоризм), либо связаны с наличием хронического заболевания желудочно-кишечного тракта.
Начинать лечение больного с метеоризмом необходимо с организации рационального питания. Лечебное питание строится с учетом основного заболевания. Рекомендуется избегать пищевые продукты, содержащие невсасывающиеся углеводы, тугоплавкие жиры. При непереносимости лактозы из рациона должны быть исключены продукты, содержащие молоко.
Помимо лечения основного заболевания в ряде случаев требуется назначение специальных лекарственных средств, уменьшающих метеоризм. К ним относятся адсорбенты (активированный уголь), растительные средства (плоды и масло фенхеля, плоды тмина, цветки ромашки), пеногасители (кремний-органические соединения, такие как симетикон).
Препаратом, уменьшающим пенообразование в просвете кишечника на 84-87 %, является симетикон, представляющий собой высокомолекулярный полимер на основе кремния – диметилсилоксан с добавлением диоксида кремния.
Симетикон (активированный диметикон) по механизму действия относится к так называемым пеногасителям – поверхностно активным веществам, уменьшающим поверхностное натяжение пузырьков газа в химусе и слизи в просвете кишечника, приводя к их разрыву. При этом происходит процесс коалесценции – слияния газовых пузырьков и разрушение пены, вследствие чего свободный газ получает возможность всасываться через слизистую оболочку кишки или эвакуироваться вместе с кишечным содержимым.
Симетикон не абсорбирует на себе компоненты пищи и лекарственные средства. Препарат инертен, не всасывается в желудочно-кишечном тракте, не ферментируется микроорганизмами, выводится в неизмененном виде и не вмешивается в биохимические процессы пищеварения и всасывания. Вместе с тем, благодаря эффекту пеногашения и уменьшению содержания газа в кишечнике симетикон косвенно влияет на нормализацию пищеварительных функций. Препарат пригоден для длительного применения. Есть данные об отсутствии побочных эффектов при приеме симптикона в течение пяти лет.
Благодаря своим свойствам он может применяться для лечения любой патологии, связанной с