Функциональная диспепсия как самостоятельная нозологическая единица

Функциональная диспепсия как самостоятельная нозологическая единица

Некоторые исследования показывают, что «функциональная диспепсия» может рассматриваться как один из вариантов «неязвенной диспепсии», для которого характерно отсутствие эндоскопических признаков гастрита, однако при морфологическом исследовании могут выявляться минимальные воспалительные изменения в слизистой оболочке желудка.

Клинические проявления при функциональной диспепсии обусловлены нарушением моторики желудка и двенадцатиперстной кишки, а также висцеральной гиперчувствительностью слизистой оболочки желудка к внешним воздействиям и изменением функций восприятия боли, что является патогномоничным для функциональных заболеваний желудочно- кишечного тракта. Диагноз «функциональная диспепсия» целесообразен в случае, если степень выраженности воспалительных изменений в слизистой оболочке желудка не соответствует тяжести клинических проявлений.

При исследовании моторно-эвакуаторной функции желудка и двенадцатиперстной кишки, было выявлено, что больные функциональной диспепсией представляют собой гетерогенную группу пациентов с различными нарушениями моторики, а также без них.

При этом было выделено 5 основных типов нарушения моторики желудка и двенадцатиперстной кишки:

  1. тип - характеризуется нормальной или сниженной электрической активностью желудка натощак с последующим повышением его электрической активности после еды более чем в 1,5-2 раза («Раздраженный желудок»).
  2. тип - характеризуется нормальной электрической активностью желудка натощак и снижением её после приема пищи («Ленивый желудок»).
  3. тип - характеризуется высоким уровнем электрической активности желудка натощак и снижением его после приема пищи («Астеничный желудок»).
  4. тип - характеризуется повышенным уровнем электрической активности двенадцатиперстной кишки натощак и после еды («Дуоденальная гипертензия, I вариант»).
  5. тип – характеризуется повышением электрической активности двенадцатиперстной кишки натощак и нормализующейся после приема пищи («Дуоденальная гипертензия, II вариант»). Этот вариант встречается как в виде изолированного нарушения, так и в сочетании с другими типами нарушений моторики.

При функциональной диспепсии встречались все типы нарушений двигательной функции желудка и двенадцатиперстной кишки. Было выявлено, что некоторые типы нарушений моторики в одинаковой степени преобладали у пациентов основной группы и 1-ой ГС. Наиболее часто встречался 1 тип нарушений (28,3% случаев) и 5 тип нарушений (21,7%), Схожая картина наблюдалась у пациентов 1 ГС, при этом 1 тип встречался в 30,6% случаев, 5 тип – в 22,4%

Однако у больных с функциональной диспепсией, в отличие от больных из групп сравнения, 5 тип чаще встречался как изолированное нарушение, тогда как в группах сравнения - на фоне других типов нарушений моторики. Вероятно, это связано с тем, что воспалительные изменения в двенадцатиперстной кишке в большей степени влияют на нарушения её моторики, чем воспалительные изменения в слизистой оболочке желудка на возникновение его двигательных нарушений.

Для больных хроническим гастритом без признаков нарушения моторики (2 ГС) был в большей степени характерен 2 тип нарушений, характеризующийся нормальным уровнем электрической активности желудка натощак и снижением его после приема пищи. Вероятно, снижение электрической активности желудка после приема пищи связано с её буферным действием, в результате которого уменьшается раздражающее действие соляной кислоты на слизистую оболочку желудка и снижается его электрическая активность. 2 тип достоверно чаще встречался у больных с хроническим гастритом (45,1% случаев), по сравнению с больными функциональной диспепсией (13,0% случаев; χ²=5,308; p<0,05).

Полученные данные показали, что выявленные нарушения моторики у больных с функциональной диспепсией имеют однонаправленный характер с нарушениями моторики у больных хроническим гастритом в сочетании с ДГР и ГЭР (χ²=2,558 p>0,05). Из этого следует, что эти заболевания имеют сходный патогенез развития симптомов.

Возможно, что повышение электрической активности желудка после еды, свидетельствующее о усиленной моторике желудка, может приводить к возникновению патологических гастроэзофагеальных рефлюксов. На основании этого можно предположить, что функциональная диспепсия, в ряде случаев, является начальной стадией развития ГЭРБ.

Таким образом, нарушения моторики желудка и двенадцатиперстной кишки имеют однотипный характер и не зависят от выраженности воспалительных изменений в слизистой оболочке.

Выделение различных типов нарушений моторики желудка и двенадцатиперстной кишки у больных функциональной диспепсией является необходимым подходом для назначения дифференцированной терапии.

Источник

Рачкова Нина Сергеевна. Функциональная диспепсия у подростков. Принципы дифференцированной терапии. Москва 2007