Известно, что жители больших городов часто испытывают состояние хронического стресса, что в свою очередь может приводить к развитию соматогенных неврозов, нарушениям психоэмоциональной сферы, снижению общей резистентности организма и т.д. Среди населения
Известно, что жители больших городов часто испытывают состояние хронического стресса, что в свою очередь может приводить к развитию соматогенных неврозов, нарушениям психоэмоциональной сферы, снижению общей резистентности организма и т.д.
Среди населения таких городов, как Киев, Чернигов, Житомир, а также других, прилежащих к Чернобылю регионов, отмечается высокая частота синдрома хронической усталости, который проявляется астенией, снижением работоспособности, раздражительностью, нарушением сна и т.д. Одним из первых признаков этого синдрома, особенно у женщин и людей пожилого возраста, являются нарушения со стороны пищеварительной системы.
Говоря о синдроме раздраженной кишки (СРК), ассоциированном с кишечным дисбактериозом, следует отметить, что одним из ранних его проявлений считается констипация, при этом имеет место снижение сахаролитической флоры, особенно лактобацилл бифидум, и повышение роста протеолитической, потенциально патогенной и патогенной флоры (И. И. Дегтярева, 1999, 2000; И. И. Дегтярева, С. В. Мирошниченко, 1999, 2000).
В результате лечения кишечных форм дисбактериоза пробиотиками и антибиотиками наблюдается положительная динамика показателей бактериограммы фекальных масс, вплоть до ее нормализации. Часто возникает необходимость в длительном или даже постоянном использовании диетических продуктов, содержащих бифидобактерии.
М. Tvede и J. Rask-Madsen (1989) показали в опытах in vitro, что бифидобактерии могут резко тормозить рост патогенных штаммов. Ацидофильные лактобактерии обладают аналогичным, хотя и менее мощным эффектом, который обеспечивается специальными ингибиторами, вырабатываемыми бактериями. Эти и другие исследования послужили основой для применения нормальной бактериальной флоры в лечении кишечных инфекций и интестинального дисбактериоза (И. И. Дегтярева, 1999, 2000).
Хронические панкреатиты с экзокринной недостаточностью в 88% случаев сопровождаются дисбактериозом кишечника с увеличением роста E. coli и снижением ацидофильных палочек, особенно бифидобактерий (И. И. Дегтярева и соавт., 2000).
Хроническому холециститу при повышении литогенных свойств желчи (физико-химическая стадия холестеринового калькулеза) часто сопутствует кишечный дисбактериоз, характеризующийся повышением роста Е.coli, клостридий на фоне угнетения колонизации бифидобактерий (И. И. Дегтярева и соавт., 2001).
Е.со1i и клостридии продуцируют 7-a-дегидроксилазу, которая наиболее активна в щелочной среде, создаваемой протеолитической флорой толстой кишки. Этот фермент превращает первичные желчные кислоты во вторичные, прежде всего в лито- и дезоксихолевую кислоты. Дезоксихолевая кислота адсорбируется в кровь и стимулирует синтез холестерола в гепатоците и, таким образом, инициирует как сама, так и через холестериновый механизм, повышение литогенных свойств желчи. Этим обусловливается развитие как физико-химической, так и хирургической стадии холестеринового калькулеза.
Бифидобактерии — представители как пристеночной, так и просветной микрофлоры в толстой кишке — создают слабокислую среду, что способствует снижению роста Е.соli, клостридий, условно-патогенной, а также патогенной флоры. Ацидификация содержимого толстой кишки ведет к нейтрализации активности бактериальной 7-a-дегидроксилазы, что обусловливает снижение литогенных свойств желчи. Бифидобактерии секретируют деконъюгазы, которые превращают таурин- и глицинсодержащие амиды желчных кислот в труднорастворимые осадки, связывающие толстокишечный холестерол и обеспечивающие экскрецию его с каловыми массами. Холестерол не всасывается в кровь, что способствует снижению гиперхолестеринемии.
У 20% больных язвенной болезнью после антибактериальной терапии (ингибитор протонной помпы + два антибиотика) наблюдается СРК, ассоциированный с кишечным дисбактериозом. Для первичной профилактики синдрома кишечного дисбактериоза у больных с язвенной болезнью необходимо назначать пребиотики или йогурты, содержащие бифидобактерии. Несмотря на то, что применение современных пребиотиков, Хилака и особенно Дуфалака (лактулозы), в виде монотерапии или в сочетании с современными пробиотиками (Линекс, Йогурт, Бифи-Форм, Окарин) способствуют устранению синдрома кишечного дисбактериоза, ассоциированного с синдромом раздраженного кишечника или хроническим колитом. У 30% больных остается несколько сниженным титр бифидобактерий и повышен титр Е.со1i, клостридий, гемолитических кишечных палочек, что требует длительного назначения кисломолочных продуктов и йогуртов, содержащих активные штаммы бифидобактерий.
В настоящее время ввиду канцерогенного влияния при длительном применении слабительных средств (производных сенны, алое, крушины, ревеня, фенолфталеина, бисакодила, пикосульфата натрия) используют безопасные лаксативы типа лактулозы, Псилиума, Макроголя-Форлакса, а также кисломолочные продукты, обогащенные живыми штаммами сахаролитических бактерий. Бифидобактерии, которые за счет газообразования в толстой кишке стимулируют ее перистальтику, сокращают время транзита кишечного содержимого, тем самым оказывая слабительный эффект.
При лечении ожирения, хранического панкреатита, ассоциированного с кишечным дисбактериозом, синдромом хронической усталости, гиперлипидемией, применяют йогурт или кисломолочный продукт Активиа (Данон), обогащенные бифидобактериями Essensis (И. И. Дегтярева и соавт., 2002). Пассаж через гастроинтестинальный тракт не снижает активности бифидобактерий. Ежедневное применение молока, ферментированного бифидобактериями, значительно уменьшает время транзита содержимого по толстой кишке. Активиа является эффективным средством для устранения запора, особенно у женщин и пожилых людей. Следует учитывать, что бифидобактерии также повышают общую резистентность организма за счет иммуногенных свойств.
В настоящих исследованиях дана оценка эффективности пищевых продуктов, основанных на ферментативном молоке со специфическим штаммом (DN-173010) — кисломолочного продукта и йогурта Активиа.
Оценка эффективности производилась после 2-4-недельного применения у здоровых лиц и лиц, страдающих запором, синдромом раздраженной кишки, хроническим холециститом, панкреатитом с сопутствующим кишечным дисбактериозом, язвенной болезнью, ассоциированной с хеликобактериозом, а также у пациентов, имеющих гиперхолестеринемию.
В настоящее время известно, что возникновение синдрома раздраженной толстой кишки или хронического колита может быть обусловлено перенесенной кишечной инфекцией — шигиллезом, клостридиозом, иерсиниозом, кишечным кампилобактериозом, лямблиозом и другими заболеваниями (А. Р. Златкина, 1999; И. И. Дегтярева, С. В. Скопиченко, 2002).
Все пациенты были распределены по группам:
Результаты исследования показали, что у 22 добровольцев І группы после 2-недельного приема Активиа в виде йогурта (кисломолочного и сладкого) повышалась работоспособность, исчезали раздражительность, признаки синдрома хронической усталости и стресса. У 18 из 22 человек исчезало ощущение дискомфорта в области кишечника, несмотря на «бутербродный» стиль питания, а также улучшилась переносимость продуктов, содержащих грубую клетчатку (редис, капуста, морковь, свекла), а также бобовых (чечевица, горох, фасоль, бобы, соя). После приема этих продуктов у этих пациентов не наблюдалось, как прежде, метеоризма. У 6 добровольцев, у которых иногда после чеснока, особенно в сочетании с майонезом и сыром, имели место абдоминальные боли, после приема Активиа они прекратились. У 6 больных на фоне приема Активиа каких-либо изменений в состоянии здоровья не отмечали. У 8 детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет улучшалось настроение, физическая активность при занятиях спортом, легкость при засыпании и бодрость после пробуждения.
У больных II группы, страдающих запором, при приеме Активиа нормализовался стул (у 19 из 20 женщин и у 9 из 15 мужчин). У 3 мужчин прием Активиа до трех раз в день не сокращал времени транзита кишечного содержимого. При ирригоскопии у них были обнаружены долихоколон (удлинение или провисание поперечной ободочной кишки) или долихосигма.
2 больным был назначен Дуфулак по 20 мл в день или никосульфат натрия (Гутталлакс) по 10 капель на ночь (обычные терапевтические дозы лактулозы — 40-60 мл в день, а никосульфата натрия — 15-30 капель в сутки). Следует подчеркнуть, что применение Активиа больными с запором не только устраняло обстипационный синдром, но и приводило к размягчению стула, уменьшало время дефекации с 25-30 минут до 3-5 минут. У всех больных СРК и с запором, помимо устранения обстипации, устранялись метеоризм и абдоминальные боли. Как уже говорилось выше, наиболее эффективна Активиа при запоре у больных женщин и людей пожилого возраста. После отмены Активиа в течение 10 дней сохранялась нормальная консистенция стула. Через 2 недели у 28 больных появилась склонность к обстипации, данным больным рекомендован постоянный прием Активиа.
У 7 пациентов III группы с синдромом раздраженного кишечника, ассоциированного с кишечным дисбактериозом I стадии (повышение роста облигатной протеолитической доминантной и снижение роста сахаролитической флоры, особенно бифидобактерий), наблюдалась полная нормализация показателей бактериограммы каловых масс: титр E.coli снижался с 1012–1011 до 106–107 КОЕ/г, клостридий с 105–106 до 102–103 КОЕ/г, при этом титр бифидобактерий повышался с 106–107 до 109–1012 КОЕ/г, количество ацидофильных палочек повышалось с 106 до 107–108 КОЕ/г. У 3 больных из этой группы состояние улучшилось, но нормализации лабораторных показателей не произошло. Через 10 дней после отмены Активиа бактериограмма каловых масс оставалась стабильной, что является позитивным эффектом в лечении данной группы больных, так как, согласно данным P. Pachat et al. (1999), бифидобактерии Essensis, несмотря на то, что живые штаммы (DN-173010) доходят до каловых масс, пополняют просветную микрофлору толстой кишки, а после отмены пищевого продукта Активиа уровень бифидобактерий в кале возвращается к исходному.
У 6 из 10 больных IV группы после 4-недельного применения Активиа исчезали в бактериограмме золотистый стафилококк и гемолитическая палочка на фоне нормализации титра бифидобактерий (S. аureus до лечения 102–103 КОЕ/г; E. hemolytic до 30%; бифидобактерий 105–106 КОЕ/г. У 4 больных IV группы титр S.аureus составлял 104 — 105 КОЕ/г, а количество E. hemolytic достигало 60-80%, на фоне снижения бифидобактерий до 105–106 КОЕ/г, после 4-недельного курса лечения наблюдалось лишь улучшение бактериограммы каловых масс: титр S. аureus снизился до 101–103 КОЕ/г фекалий, а количество гемолитической кишечной палочки — до 20%, при титре бифидобактерий — 109 — 1011 КОЕ/г. Полученные данные свидетельствуют о том, что при незначительном повышении титра золотистого стафилококка и гемолитической палочки на фоне снижения бифидобактерий, достаточно применения Активиа, в то время как значительное повышение титров S. аureus и E. hemolytic требуют дополнительного назначения на фоне Активиа других пребиотиков, противомикробных средств: эубиотиков (антетрикс) или антибиотиков (кларитромицин).
У больных V группы после лечения пре- и пробиотиками состояние улучшилось, но показатели бактериограммы не нормализовались. По окончании курса лечения титр бифидобактерий составлял 109 — 1012 КОЕ/г фекалий и сохранялся на этом уровне на протяжении 2 недель.
У 12 больных VI группы после назначения Активиа (йогурта или молочного продукта без фруктов) титр бифидобактерий нормализовался, а количество холестерина снизилось с 7,5 — 9,5 до 5-6 ммоль/л.
VII группа — после лечения Креоном и йогуртом Активиа в течение 3-4 недель бактериограмма нормализовалась.
VIII группе больных с язвенной болезнью при назначении антихеликобактерной терапии (кларитромицин, амоксициллин, блокатор протонной помпы) одновременно назначали Активиа. Ни у одного из больных дисбактериоза не наблюдалось, в то время как, согласно нашим данным (И.И. Дегтярева и соавт., 2001, 2002), после лечения больных пептической язвой у 20% имеет место дисбактериоз кишечника.
Исходя из вышесказанного, можно сделать заключение, что Активиа является высокоэффективным средством для лечения запоров, синдрома раздраженного кишечника, ассоциированного с синдромом дисбактериоза, хронического панкреатита c сопутствующим кишечным дисбактериозом, гиперхолестеринемией, а также для первичной профилактики синдрома кишечного дисбактериоза, при лечении язвенной болезни антихеликобактерной терапией, включающей два антибиотика. У здоровых добровольцев Активиа повышает работоспособность, снижает раздражительность, улучшает переносимость продуктов, содержащих клетчатку, бобовые. Йогурт и кисломолочный продукт Активиа можно рекомендовать для широкого применения как здоровым, так и больным лицам в качестве лечения и профилактики вышеперечисленных заболеваний. Йогурт и кисломолочный продукт Активиа следует применять постоянно, особенно при синдроме хронической усталости, запорах и заболеваниях, сопровождающихся повышением уровня холестерина в крови.
Дополнительная информация об Активии