Вирус папилломы человека (ВПЧ) – проблема, которая постоянно на слуху у человека, хоть появился относительно недавно. И, несмотря на то, что значительной угрозы для общества в целом ВПЧ не представляет, информация об этом вирусе довольно быстро заполонила информационное пространство. Призывы «защитить» себя от папилломавируса и рака шейки матки затмила только сезонная шумиха вокруг свиного гриппа. Изучив все доступные ресурсы информации о папилломавирусе, в голове многих из нас хаотично возникает лишь набор слов - «рак», «кондиломы», «вакцинация». И даже официальный сайт ВОЗ не отличается конкретикой по поводу ВПЧ, выдавая сухие цифры по распространенности заболевания, весьма откровенно переводя вопрос в сторону вакцинации. Как же на самом деле относиться к этому заболеванию? Какое лечение может предложить современная медицина и стоит ли вообще лечить эту инфекцию?
Вирус папилломы человека (ВПЧ) – название группы вирусов, в которую входит около 130 типов. ВПЧ поражает внешние покровы человека и передаётся контактным и/или половым путем. ВПЧ известен уже более 70 лет. В 1935 году было продемонстрировано свойство этой группы вирусов вызывать развитие папиллом и рака кожи у кролика. С тех пор способность ВПЧ вызывать рак у млекопитающих (в т.ч. и человека) не вызывала сомнений, но почему-то только сейчас нас начали пугать этим заболеванием и его последствиями.
Находясь в организме человека, различные типы ВПЧ проявляют себя по-разному. Но объединяющим свойством этих вирусов является их способность вызывать появление папиллом (бородавок) различной формы. Папилломы развиваются на месте первичного контакта приблизительно у 1-3% инфицированных ВПЧ. Папиллома рассматривается медиками как доброкачественная опухоль и существенной угрозы не представляет. Хотя любое изменение нормального роста клеток в виде опухоли либо пятна должно настораживать как пациента, так и врача.
В ряде случаев ВПЧ проявляется исключительно как дерматологическое заболевание с контактно-бытовым путем передачи. Также ВПЧ может протекать как венерологическое заболевание, вызывая генитальные формы папиллом с половым путем передачи. Поскольку при кожных формах ВПЧ случаи возникновения онкологических заболеваний крайне редки, мы уделим большее внимание генитальным формам ВПЧ, при которых рак возникает значительно чаще.
Генитальные формы ВПЧ вызывают около 40 из 130 известных типов вируса. По ориентировочным оценкам до 70% взрослого сексуально активного населения в определенный момент жизни инфицируется генитальными формами ВПЧ. Естественно, что под сексуальной активностью подразумеваются отнюдь не «устаревшие» моногамные отношения. Ведь при условии, что оба партнера никогда не имели других половых контактов, возможность наличия генитальных форм ВПЧ практически нулевая.
С каждым новым партнером риск инфицирования значительно возрастает. При этом инфицирование возможно сразу несколькими типами ВПЧ, не говоря уже о других заболеваниях, передающихся половым путем (ЗППП). В отличие от большинства других инфекций, где главным фактором передачи являются жидкости организма, для передачи ВПЧ достаточно контакта кожи и слизистых оболочек. И если в случае типичных ЗППП использование презерватива является относительно надежным средством, то в отношении ВПЧ, как, к примеру, и генитального герпеса, его эффективность довольно сомнительна.
Одним из наиболее распространенных проявлений ВПЧ в детском возрасте является респираторный папилломатоз гортани, который возникает при инфицировании плода во время родов. Как правило, папилломатоз гортани вызван 6 и 11 типами ВПЧ. При этом заболевании на голосовых связках гортани формируется доброкачественна опухоль – папиллома. Как следствие возникают утрудненное дыхание, иногда даже глотание пищи становиться проблематичным. Может наблюдаться осиплость голоса, хрипы, сухой кашель. Довольно часто ухудшение дыхания наблюдается только во время сна, когда тонус мышц шеи снижается и просвет гортани сужен. Как правило, опухоль довольно быстро растет, усиливая симптомы и может привести к удушью.
Для диагностики врачу достаточно выполнить ларингоскопию – осмотр гортани. Может быть выполнена непрямая ларингоскопия – осмотр с помощью зеркальца, введенного в рот. Прямая же ларингоскопия проводится под наркозом с помощью ларингоскопа и позволяет более глубоко и детально рассмотреть опухоль и ее локализацию. Как правило, тут же может быть выполнено и удаление папилломы. В большинстве случаев на этом папилломатоз гортани заканчивается. Но в некоторых случаях возможно повторное развитие папиллом. Известны случаи, когда вмешательство было необходимо каждые три недели для поддержания проходимости дыхательных путей. Иногда рецидивы наблюдаются раз в год.
Кроме папилломатоза у детей часто встречаются обычные бородавки, которые не требуют лечения. В некоторых случаях наблюдается развитие кондилом в области ануса и гениталий. Одно время это рассматривалось как следствие половых контактов с ребенком, но была доказана возможность бытового инфицирования детей. Практически все папилломы детского и юношеского возраста проходят после наступления половой зрелости.
В большинстве случаев у мужчин ВПЧ не проявляет себя никогда. Даже наличие ВПЧ высокого риска онкогенности очень редко вызывает у мужчины какие-либо ощутимые проблемы со здоровьем, не говоря о раке половых органов. Рак пениса составляет лишь 0.3% от всех случаев рака у мужчин, что практически не устанавливает никакой связи с инфицированностью ВПЧ. Относительно выше риск возникновения рака анальной области и пениса у бисексуальных и гомосексуальных мужчин. У них вероятность развития этих заболеваний в 17 раз выше, чем у гетеросексуальных мужчин.
Возможность наблюдения за течением папилломавирусной инфекции у мужчин весьма ограничена. В отличие от женщин, которых можно обследовать при помощи пап-теста, у мужчин надежных методов контроля за активностью вируса нет. И хотя в большинстве случаев для мужчин ВПЧ и не представляет существенной проблемы, то при иммунодефицитах различного происхождения ВПЧ может протекать довольно агрессивно и требует определенного внимания.
По сути, именно женщины подвергаются риску при инфицировании ВПЧ. В то время, как мужчины могут быть бессимптомными переносчиками абсолютного большинства типов ВПЧ, для женщины инфицирование этим вирусом может иметь более серьезные последствия. В 95% всех случаев рака шейки матки удается определить ВПЧ. Окончательно сказать, что только лишь ВПЧ является причиной рака невозможно. Вполне вероятно, что имеют место сочетания ВПЧ с другими вирусами, с определенными ЗППП, и иммунодефицитными состояниями, которые в совокупности способны форсировать онкогенные свойства вируса, что и служит пусковым механизмом для развития рака шейки матки.
Кроме этого, такое положение вещей вероятнее всего вызвано некоторыми анатомическими особенностями. Шейка матки служит барьером между внешней средой и полостью матки. Та часть шейки, которая обращена в полость матки выстелена одним видом клеток – цилиндрическим эпителием. Другая часть – влагалищная – выстелена плоским многослойным эпителием. Именно граница между этими видами клеток является наиболее уязвимым местом в шейке матки. И именно здесь довольно часто происходит перерождение нормальных клеток в злокачественные.
Регулярное гинекологическое обследование позволяет контролировать состояние эпителия с помощью «pap-smear» теста, или же мазок по Папаниколау. Суть этого исследования состоит в том, что врач берет мазок из шейки матки для микроскопии, что позволяет оценить состояние клеток эпителия и выявить их изменения на ранних стадиях. Такой подход значительно снизил смертность и заболеваемость раком шейки матки в развитых странах.
Являясь довольно сложной группой пациентов, беременные женщины довольно тщательно стараются собрать всю возможную информацию о ВПЧ и профилактике осложнений для плода. К сожалению, неправильно поданная информация приводит к тому, что все больше женщин отдают предпочтение хирургическому родоразрешению, приводя в довод наличие ЗППП, в том числе и ВПЧ. Особенно настораживает женщин возможность развития респираторного папилломатоза гортани у ребенка. Но как показал опыт, риск для жизни ребенка выше при кесаревом сечении, чем при папилломатозе гортани. К тому же четких данных о том, что кесарево сечение решает проблему папилломатоза гортани, нет. Поэтому наличие ВПЧ у беременной ни в коей мере не должно служить поводом для кесарева сечения.
На сегодняшний день нет эффективного и клинически доказанного лечения ВПЧ, равно как и нет однозначного ответа, когда нужно лечить ВПЧ и нужно ли вообще. Возвращаясь к теме рака, то очевидного причинно-следственного закона в возникновении рака шейки матки при ВПЧ нет. Есть лишь тот факт, что ВПЧ обнаруживается в 90-95% случаев рака шейки матки. Но почему-то никто не говорит, что там еще обнаруживается, кроме ВПЧ. К тому же не учитывается состояние иммунной системы и масса других факторов, которые и сами по себе могут быть причиной развития рака.
Особый интерес составляют комбинации ВПЧ с такими распространенными заболеваниями, как вирус герпеса, цитомегаловирусная инфекция, хламидиоз и прочие инфекционные заболевания. Есть предположения, что именно в комбинации эти инфекции проявляют значительно большую агрессивность по отношении к организму. И этому есть вполне логичное объяснение. Ведь практически все вирусные заболевания в определенной мере способны обманывать нашу иммунную систему, паразитируя внутри наших клеток. А поскольку рак в последнее время все чаще рассматривается как следствие нарушений именно в иммунной системе, то эти предположения обретают вполне здравый смысл.
В современных условиях даже в случае, когда врач уверен в бессмысленности лечения «больного» с ВПЧ, он вынужден как-то его лечить. Ведь при таком мощном потоке разнообразной информации о заболевании, мнение о ненужности лечения может показаться некомпетентностью врача. Поэтому многие и не идут против рожна. Хотите – будем лечиться. В большинстве случаев применяется комплекс общеукрепляющих и противовирусных препаратов, который существенно ничем не отличается от лечения любой хронической вирусной инфекции. Вред от такого лечения минимален и все остаются довольны (и вирус в том числе). Стоимость же лечения может варьировать в значительном диапазоне. Но важно помнить, что выбор лечиться или нет, всегда остается за пациентом.
Защитить себя от генитальных типов ВПЧ на 100% возможно лишь при полном воздержании от половых контактов. Практически нулевой риск инфицирования при половых отношениях с одним партнером. Все же остальные варианты сексуальной активности обеспечивают довольно высокий риск инфицирования ВПЧ. Причем с каждым новым партнером риск возрастает в несколько раз.
Презерватив в профилактике ВПЧ играет важную роль, но обеспечить полноценную защиту не может в виду контактного пути передачи. Также не обеспечивают защиту от ВПЧ никакие кремы и прочие профилактические средства.
После длительных наблюдений было установлено, что в 90% случаев ВПЧ в организме не определяется через 2 года после инфицирования. В 70% - уже через год. А это значит, что иммунной системе нужно определенное время для распознания и устранения вируса из организма. Это время вероятнее всего зависит от состояния организма и иммунной системы в частности. В пользу важности общего состояния человека говорит и тот факт, что далеко не все инфицируются ВПЧ даже при прямом контакте с ним.
Дело в том, что кроме системы, которую мы называем иммунитетом, существует другой, более простой, но значительно более важный иммунитет - система факторов неспецифической защиты. И если специфический иммунитет вырабатывается длительное время лишь после проникновения антигена, то неспецифический иммунитет действует мгновенно, уничтожая подавляющее большинство возбудителей, в том числе и ВПЧ.
Активность неспецифического иммунитета напрямую зависит от общего состояния организма. А это и наше питание, и привычки, и образ жизни. Среди факторов неспецифического иммунитета можно назвать кислотность кожи, пота, активность ферментов, лизоцим биологических жидкостей, защитные свойства слизистых оболочек и массу других относительно неизвестных нам факторов. А неизвестны они, наверное, потому, что не продаются в аптеках. Будьте здоровы!
Автор: врач акушер-гинеколог Серпенинова Ирина Викторовна