Прогнозы медиков для чилийских шахтеров
На протяжении 69 дней 33 чилийских шахтера находились глубоко под землей. В минувшую среду без преувеличения весь мир, затаив дыхание, следил за уникальной операцией по спасению горняков из заточения. Все обошлось благополучно, и теперь шахтеры восстанавливают силы, хотя все они вернулись на поверхность без особых нарушений в здоровье. Однако врачи предупреждают, что, когда схлынет волна эйфории, многие из чудесно спасшихся могут пережить серьезные последствия длительной стрессовой ситуации, которая в дальнейшем отразится на их физическом и психическом здоровье.
В этой истории много чудесного: спасение после обвала горной породы, когда 33 горняка смогли укрыться в большой нише, необыкновенно и то, что 17 дней спустя, выяснилось – 33 человека все еще живы, возможность снабжать их водой и продуктами питания, и, наконец, невероятный подъем с глубины 622 метра в специальной капсуле.
Врачи, обследовавшие спасшихся шахтеров, не обнаружили особых отклонений в состоянии их здоровья. Однако медики предупреждают, что горняков ждет очень трудный период психологической реабилитации, в течение которого возможны различные неожиданности.
Прежде всего, у горняков значительно нарушен циркадный ритм – под землей не было нормальной смены дня и ночи, поскольку отсутствовал дневной свет. Сбой в работе «биологических часов» может вызывать не только серьезный психологический дискомфорт, но и нарушения в работе внутренних органов.
«Наши организмы нуждаются в регулярной смене дневного и ночного периодов: это настраивает работу внутренних часов и способствует правильному выделению необходимых гормонов», – объясняет профессор Ширин Шафазанд (Shirin Shafazand), сотрудник медицинского центра при университете Майами (University of Miami Miller School of Medicine).
Даже расставание с товарищами по несчастью может стать серьезным стрессом. «Парадоксально, но они вскоре могут испытывать ощущение утраты – у них была сплоченная группа с отношениями братства, теперь эти узы оказались разорванными», – полагает профессор психиатрии Джон Шоу (Jon Shaw)