Австралийские ученые вскоре смогут выращивать полноценную кожу для пересадки
Существующие методики пересадки участков кожи, например, больным с обширными ожогами, несовершенны. Пока медики научились выращивать лишь тонкий поверхностный слой кожи – эпидермис, который только закрывает рану, но не обладает всеми «талантами» нормальной кожи ( эластичностью, чувствительностью, способностью к потовыделению и т.д.). Ученые из Австралии находятся на пороге великого открытия – они уже почти научились выращивать полноценную кожу, состоящую из нескольких слоев, пересадка которой сможет вернуть пациентов с обширными ожогами к нормальной жизни.
На протяжении последних нескольких десятилетий в комбустиологии (разделе медицины, изучающем термические травмы – тяжелые ожоги и способы их лечения) образовалось некоторое противоречие. С одной стороны, медики научились спасать жизнь многим пациентам с обширными и глубокими ожогами, с другой – лишенные нормально функционирующей кожи больные часто не могут вернуться к полноценной жизни и нуждаются в постоянном уходе.
До сего времени врачи пересаживали на обожженные участки либо лоскуты кожи самого больного, взятые с непораженных мест, либо выращивали небольшие кусочки для пересадки в лабораториях, используя клетки кожи пациента. Правда, в последнем случае было возможно вырастить лишь эпидермис – тонкий наружный слой кожи, который не обладал должной эластичностью, не имел потовыделительных желез, нормальной чувствительности и т.д.
Содружество австралийских медиков из университета Сиднея и клиники Конкорд (University of Sydney and Concord Hospital), похоже, решило эту проблему. Ученые заявляют, что в ближайшем будущем они смогут выращивать полноценную кожу, состоящую, как и полагается, из эпидермиса, дермы (собственно кожи) и подкожной жировой клетчатки.
Широкомасштабные опыты на животных начнутся уже в этом году. Как утверждает профессор Питер Майтц (Peter Maitz), вскоре он и его коллеги смогут выращивать полноценную кожу в лабораторных условиях.
«Мы уже умеем спасать жизни практически безнадежных больных с ожогами. Но если пациент выписывается из больницы живым, но представляющим собой один сплошной шрам – то есть не может нормально передвигаться, принимать пищу, следить за собственной гигиеной – невольно возникает вопрос, не потеряли ли мы таких больных?», – эмоционально комментирует собственные научные разработки Питер Майтц.