Пациентка с почти полностью пересаженным лицом чувствует себя хорошо
Женщина, которой муж снес выстрелом из ружья практически все лицо, чувствует себя хорошо после первой в мире почти полной пересадки лица. В докладе, опубликованном в журнале The Lancet, американские хирурги пролили свет на трагедию 46-летней матери двоих детей и ее выздоровление после сложнейшей операции, проведенной в декабре прошлого года.
В 2004 году выстрел из ружья уничтожил лицо Конни Кальп (Connie Culp). Она потеряла нос, рот, нервы и кожу. В течение последующих 4 лет, полностью обезображенная, женщина прошла через 23 операции по реконструкции лица. Но она все еще не могла пить из чашки, утратила нюх, и мучилась, если ей приходилось появляться на публике. В декабре 2008 года она решила попытать счастья в последний раз – Конни решилась на трансплантацию лица - операцию, которая, как ее предупредили врачи, могла привести к серьезнейшим осложнениям. Кроме того, пересадка лица означала, что женщине придется всю свою дальнейшую жизнь зависеть от иммунодепрессантов.
После уникальной операции Конни начала принимать подавляющие иммунную систему лекарства, ежедневно проходить физиотерапию, тренировать речь. Ей также оказывалась психологическая помощь. С тех пор произошел только один краткий эпизод отторжения тканей. Это случилось на 47 день после операции, но осложнение успешно вылечили с помощью лекарств. Чувствительность кожи лица вернулась через пол года, а симптомы восстановления мышц, проявляющиеся в способности улыбаться, морщиться и произносить гласные звуки, «медленно прогрессируют», утверждают врачи. У Конни все еще есть проблемы с верхней губой и движениями глаз, и неясно решаться ли они когда-нибудь. Тем не менее, ключевые функции, утраченные на 4 года, уже восстановлены – нюх, способность есть твердую пищу, пить из чашки и разборчиво произносить слова.
Психологические изменения состояния Конни поистине огромны. «После операции она вернула чувство уверенности в себе, задумалась о перестройке своей социальной жизни и о помощи другим людям, пострадавших от похожих травм», - рассказали авторы доклада. «Спустя три месяца после операции Конни оценила свою внешность на 5 из 10, а еще через два месяца уже на 8 из 10. Наша пациентка чувствует себя просто отлично и очень довольна результатами операции», - заявил главный хирург Мария Семенов (Maria Siemionow), профессор из Кливлендской клиники в Огайо. Хирурги должны рассматривать пересадку лица у сильно обезображенных пациентов в качестве одной из первых опций лечения, добавила доктор Семенов.