Медики на протяжении последних лет стали все чаще говорить о том, что заболеваемость близорукостью среди детского населения планеты приобрела характер пандемии. А ученые из Уэльса обнаружили ранее неизвестный фактор риска развития миопии у детей.
Сейчас в некоторых странах Юго-Восточной Азии близорукостью страдают до 80% людей в возрасте до 30 лет.
Человеческий глаз, развитие и совершенствование которого происходило на протяжении сотен тысяч и миллионов лет эволюции, оказался неприспособлен для длительного рассматривания сначала печатных текстов, а теперь и изображений на дисплеях компьютеров.
Большую роль в развитии близорукости у детей кроме воздействия генетических факторов играет продолжительность времени, которое они проводят на улице – чем дольше они играют вдали от книг, телевизионных и компьютерных экранов, тем ниже риск развития миопии.
Проблема близорукости заключается не только в неудобстве повседневной жизни, вызванным «размытым» изображением, что требует ношения очков или контактных линз. При сильной близорукости резко увеличивается риск развития глаукомы, катаракты и отслоения сетчатки глаза – болезней, ведущих к слепоте.
А ученые из университета валлийского города Кардифф (Cardiff University) обнаружили, что в семьях, в которых имеется несколько детей, риск развития близорукости практически всегда повышен у первенцев, самых старших детей.
Ученые из Уэльса обнаружили это ранее неизвестное явление в ходе изучения данных о состоянии здоровья 89 000 жителей Великобритании.
Анализ данных о состоянии зрения испытуемых показал, что общий риск развития миопии у самых старших детей в многодетных семьях был на 10% выше по сравнению с их младшими братьями и сестрами.
При этом риск развития у «первенцев» близорукости сильной степени был выше на целых 20%.
Авторы исследования предлагают любопытное объяснение причины обнаруженного ими феномена: по их мнению, родители наиболее жестко контролируют успеваемость старших детей, которое раньше своих братьев и сестер начинают учиться в школе.
По этой причине они проводят гораздо больше времени за учебниками и тетрадями по сравнению с младшими, контролировать которых столь же жестко, как старших, матери и отцы уже не могут.