В отличие от клинической депрессии сезонное аффективное расстройство появляется в определенное время года, обычно зимой. Но низкая температура воздуха оказалась непричастной к развитию этого заболевания: главный фактор – это сокращение светового дня.
Сокращение продолжительности светлого времени суток – точнее, удлинение периода сумерек и ночи и является ведущим фактором, запускающим развитие сезонного аффективного расстройство (САР).
Ученые давно подозревали, что, как и в случае с «настоящей» клинической депрессией, причины развития ее младшей сестры, депрессии сезонной, кроются в снижении уровня серотонина в тканях головного мозга. При достаточном уровне этого нейромедиатора нервные сигналы передаются без искажений и благодаря этому человек защищен от опасности регулярно испытывать чувство беспричинной тоски.
Однако только сотрудникам университета столицы Дании (University of Copenhagen) удалось обнаружить причины, по которым уровень этого нейромедиатора снижается у больных сезонной депрессией на протяжении нескольких месяцев в году.
Датские исследователи, используя метод позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ), обследовали головной мозг у 23 испытуемых, не страдавших САР, и 11 больных, у которых поздней осенью и зимой каждый год появлялись симптомы сезонной депрессии.
Исследование проводилось несколько раз в разное время года и в разное время суток.
Ученые обнаружили, что у больных с САР в те периоды, когда они испытывали приступы болезни, уровень серотонина в тканях мозга заметно снижался, что было предсказуемым.
А новым открытием стало то, что в осенне-зимний период, когда продолжительность темного времени суток значительно увеличивалась, в мозгу больных возрастало количество транспортера серотонина, «уносившего» ценный нейромедиатор в больших количествах из тканей мозга.
Серотонин поступал в нервные клетки, где он терял свою активность, проводимость нервных сигналов ухудшалась, появлялись «сбои в работе» мозга, которые проявлялись плохим настроением и депрессией.
А у здоровых людей уровень транспортера серотонина оставался стабильным на протяжении всего года.