Начало нового тысячелетия ознаменовалось появлением в операционных западных клиник роботосистем для выполнения почти бескровных операций. Но на смену восторгам предыдущего десятилетия по поводу «железных хирургов» приходят сомнения экономистов.
В течение первых 10 лет XXI века тысячи хирургических роботосистем типа da Vinci появились в клиниках наиболее экономически развитых стран.
«Железные хирурги», которыми на самом деле управляет высококвалифицированный врач из плоти и крови, немедленно включились в работу – в некоторых больницах США с помощью таких роботосистем выполняется уже более 50% определенных видов операций – например, по радикальному удалению предстательной железы при раке этого органа.
Все шире используются роботосистемы при гинекологических операциях и при проведении вмешательств на желудочно-кишечном тракте.
Считается, что железные руки манипулятора, вооруженного скальпелем, способны производить более точные движения, чем руки даже самого опытного хирурга. Это уменьшает травматичность операции и кровопотерю и снижает риск осложнений.
Однако в период затянувшегося финансового кризиса руководители многих клиник вспомнили, что у любого лечения, тем более хирургического есть своя цена – затраты больницы на операцию возмещаются либо из кармана пациента, либо из бюджета государства, либо из кассы страховой компании, продавшей больному медицинскую страховку.
И здесь роботы-хирурги оказались не на высоте…
Ученые из медицинского колледжа университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University School of Medicine) провели расчеты стоимости операции колоэктомии, хирургического удаления части кишечника при выполнении ее разными методами.
Оказалось что стоимость такой операции, выполненной открытым доступом (через большой разрез в передней брюшной стенке) составляет 13 911 долларов США с учетом пребывания больного в клинике в послеоперационный период.
А такая же операция, но выполненная хирургом методом лапароскопии, стоит 10 782 доллара.
Дороже всего обходится колоэктомия, выполненная «роботом-хирургом» – 14 847 долларов. При этом число осложнений остается таким же, как и при лапараскопическом вмешательстве, выполненным хирургом-человеком.