Появление ощущения одиночества в этом неприветливом мире (даже, несмотря на наличие семьи) и осознание неотвратимости старения у многих людей приводят к кризису среднего возраста. Ученые утверждают, что это явление часто встречается и среди приматов.
Хотя не все психологи признают сам факт существования так называемого кризиса среднего возраста, который, как считается, поражает людей после 30 лет, однако определенные изменения в психике в этом возрасте все же происходят. Такие изменения можно было бы назвать переоценкой ценностей в самом широком смысле этого слова.
Это явление, сопровождающееся депрессивными настроениями, более остро проявляется у мужчин, возможно, потому, что женщины в этом возрасте обычно более заняты (работа-дом-семья-дети).
Западные психологи обозначают изменения настроения на протяжении жизни человека латинской буквой U, где первый пик – счастливая юность, нижний изгиб – как раз депрессия во время кризиса среднего возраста и второй пик – новое ощущение счастья, которое приходит в старости.
Казалось бы, подобные явления неразрывно связаны с особенностями человеческой психики и присущи высокоразвитому интеллекту, однако шотландские ученые из университета города Эдинбург (University of Edinburgh in Scotland) утверждают, что точно такие же длительные периоды депрессии в середине жизни характерны и для наших «близких родственников» обезьян-приматов.
На протяжении нескольких лет авторы изучали особенности жизни и поведения 508 шимпанзе и орангутанов, которые обитали в зоопарках и заповедниках 5 стран мира. Дополнительную информацию о своих подопечных сообщали ученым смотрители и служители этих мест содержания высших обезьян, а также ветеринарные врачи.
Авторы с удивлением обнаружили, что изменения настроения в возрасте соответствующем приблизительно человеческим 35 годам, характерны и для приматов – после спада следует улучшение, которое достигает своего пика к концу жизни.
Таким образом, кризис среднего возраста – возможно, некоторая ошибка эволюционного развития, во всяком случае, это явление никак не связано с особенностями жизни человека как вида – то есть с цивилизацией.