В западных странах в последнее десятилетие все больше бездетных супружеских пар и одиноких женщин прибегают к услугам доноров спермы. Но безвестные «подвижники», дарящие деликатный продукт, могут, сами того не зная, передать детям генетические недуги.
В американском научном сообществе ширится дискуссия относительно того, что донорство спермы должно быть урегулировано на законодательном уровне. В США не существуют законов, четко регламентирующих это явление – имеются только рекомендации для сотрудников клиник репродуктивной медицины.
Врачи, требующие более строгого контроля над этим процессом, указывают на, как минимум, две опасности: во-первых, без жесткого контроля резко возрастает риск передачи от безвестного донора детям серьезных наследственных недугов. Так, в августе достоянием гласности стал факт, когда мужчина с синдромом Аспергера, одной из разновидностей аутизма, регулярно сдавая свою сперму, способствовал рождению не менее 22-х детей, у многих из которых уже выявлены признаки заболевания.
Во-вторых, растущая популярность зачатия с помощью донорской спермы повышает риск того, что в будущем дети одного отца могут стать супругами. Такой «инцест-брак» также чреват появлением у потомства редких наследственных заболеваний, не говоря уже о морально-этической стороне явления. На днях в США достоянием гласности стал факт того, что один донор спермы стал отцом уже не менее 150 детей.
В некоторых странах (Великобритания, Франция, Швеция) уже приняты законы, ограничивающие число детей, рожденных с помощью спермы, полученной от одного донора – так, например, в Великобритании один донор может способствовать появлению на свет не более 10 детей. Имя и фамилия донора продолжают находиться в базе данных, и ни один врач не имеет права предлагать его услуги женщинам, после того как он исчерпает свой «лимит».