Заканчивая вуз, я мечтал о теплом непыльном месте в офисе солидной компании, престижной должности топ-менеджера, или творческого директора; с последующим внесением в список VIP-персон светского общества. Знал ли я тогда, чем обернется для меня зловещий офисный «комфорт»? Конечно, нет!
Я в этом уверен. Раньше статистику по заболеваниям офисных служащих никто не вел. Как имногие, я верил красочному мифу о пышущих здоровьем, вечно энергичных «белых воротничках». Лишь в последнее десятилетие врачи стали бить в набат, оповещая о начале новой эры «офисных болезней».
Всей нашей офисной братии известно, что в понимании работодателей означает «ненормированный рабочий день», – приходишь с утра, а уходишь, когда начальство даст отмашку.
Последствия такого графика известны только пострадавшим от излишнего рвения, до остальных Его Величество Случай пока не добрался. А случаи бывают разные: от сильного ухудшения зрения и незваного раннего геморроя, до заболеваний невралгического характера и серьезных психических расстройств.
Что до недавней историй о том, какой удар здоровью офисного сотрудника может нанести халатное планирование руководством рабочих мест, рассказанной моей знакомой, то она просто повергла меня в шок.
Елена, бывший сотрудник известной киевской медийной компании
«Проблемы со здоровьем начались у меня вскоре после того, как я начала работать в т.н. «опен-спейсе». Это большое пространство на несколько десятков рабочих мест, без дверей, зато с множеством окон и постоянно работающей климат-системой. Зимой помещение интенсивно отапливалось, поэтому сотрудники, страдавшие от жары, открывали окна, хотя на улице была минусовая температура. Я сидела спиной к окну, и в один прекрасный день мне просквозило поясницу.
Я ушла на больничный и сообщила своей непосредственной начальнице, что собираюсь уволиться. Не желая меня отпускать, она предложила мне пересесть на другое место, спиной к стене. Там поясница страдала меньше, но в метре слева от меня находилось отверстие климат-системы, на которое я поначалу не обратила внимания. Спустя время у меня стали появляться приступы стреляющей зубной боли – например, после горячего кофе или порыва ветра.
А через пару месяцев ночью я почувствовала слева невыносимую боль в зубах, которая не проходила после приема обезболивающих. Мне поставили диагноз «невралгия тройничного нерва». Это заболевание часто перетекает в хроническую форму, плохо поддается лечению и требует длительной реабилитации, до шести месяцев. В течение этого времени нужно избегать переохлаждения, сквозняков и стрессов, то есть оставаться в этом офисе мне было противопоказано.
Я могла бы работать дома, но это не устраивало мое непосредственное руководство. Мне ничего не оставалось, как уволиться, хотя уходила я, по сути, в никуда. В этот раз моезаявление подписали без проблем».
Как я понял, некоторые руководители считают своим долгом удержать подчиненного на рабочем месте максимально долго. Чтоб никаких передышек и отвлечений от компьютерного экрана. А доставка горячих обедов в офис – элементарная экономия времени. Дешево и сердито – накормил менеджеров в офисе за 15 минут и айда за компьютер. К чему, как начальник думает, часовой обеденный перерыв?Отсюда и наша гиподинамия. Пересиживание на рабочем месте приводит к остеохондрозу, простатиту, излишней полноте. Хотя, на издержки производства руководителям плевать, как реалистам на реальность. Но следующая история вовсе не о горячем питании.
Инна, бывший сотрудник газеты киевской газеты
«Это сейчас появляются заметки о «туннельном синдроме», а когда я работала в известном газетном монстре верстальщицей, такого диагноза не существовало. Стандартные восемь часов на неудобном рабочем месте. Стул не отрегулирован, локти из-за нехватки места свисали со стола – главная опора была на правую кисть, держащую «мышку».
А спустя время я стала ощущать боли в кисти, стреляющую боль в локте и плечевом суставе. У меня начинали неметь пальцы, вплоть до изменения естественного цвета кожи на них. Я пыталась поменять рабочую руку, но вы можете представить, насколько падала моя производительность. Руководство моих неудобств будто не замечало: к чему обращать внимание на проблемы человека, если он сам с трудом понимает происходящее с ним.
Мой муж тогда был в командировке в Америке и, зная о моих мучениях, проконсультировался у тамошних офисных работников. Мужу порекомендовали ортопедический коврик с гелиевой подушкой. За три месяца я освоила новое приспособление. Боли постепенно прошли, и теперь я с этим ковриком не расстаюсь. Правда, так называемый «писчий спазм» я все же заработала. Это когда вы не способны выполнять кистью мелкие движения так, как делали это раньше».
Мнение специалиста: Врач-терапевт Татьяна Борисовна Верес
"К участковому терапевту больные обращаются в первую очередь. и только потом, получив направление, они идут к специалисту узкого профилю. В годы своей работы мне приходилось принимать достаточное количество молодых людей с болезнями, которые в их возрасте просто недопустимы из-за работы в офисе за компьютером.
Они сильно подрывают свое здоровье – портят зрение, испытывают хроническую усталость, бессонницу, стрессы. их осанка во время работы – плечи подняты, шея вытянута вперед, кисти рук постоянно напряжены в приподнятом состоянии над клавиатурой. При неправильном расположении кондиционеров можно получить воспаление тройничного нерва, довольно изнурительные вазомоторные риниты и т. д.
От перепадов температуры у человека просто течет из носа, но фармакологи не теряются, тут же предлагают больным свежеизобретенные препараты, хотя причиной хронических насморков, часто является именно неконтролируемое использование подобных препаратов."
Увы, не все руководители толерантны к своим подчиненным. Часто начальство отмахивается от наших трудовых заслуг, считая, что похвалить за качественно выполненную работу – моветон, а устроить внеплановый разнос – бонтон. Отдельные руководители, уверенные, что исповедуя жесткий стиль управления, прививают подчиненным корпоративный дух, лишний раз подчеркивают пробелы в своем воспитании, что и доказывает еще одна история, рассказанная моим приятелем.
Денис, бывший сотрудник известногоукраинского глянцевого журнала
«Мне довелось поработать в одном модном развлекательном журнале. Красивый офис, отличный коллектив, а вот руководство попалось своеобразное. Я никак не мог понять круг моих обязанностей – ответственный секретарь, пишущий, или зам. главного редактора. Я выполнял текущую работу, незаметную для начальства, но отнимающую много времени.
А позже я прозрел: если что не так, крайний все равно я. Участились штрафы. У руководства в отношении штрафов пробудился нездоровый аппетит и даже появился некий азарт. Шеф-редактор частенько эпатировал нас нецензурной лексикой. При этом он всегда добавлял: «Ничего личного – только работа!».
Людьми мы себя чувствовали только после сдачи номера, в течение трех дней, потому как в остальное время многие из нас работали по 10-12 часов в день. Перекусывали чаще по-быстрому на месте, поскольку в любой момент могли понадобиться руководству.
В итоге я заработал гастрит. А так как жил я, по сути, в офисе, и на половую жизнь ничего не оставалось, я понял, что в мою дверь постучался простатит. Поздние злобные звонки от начальства и перманентный психологический стресс довершили начатое – я получил эректильную дисфункцию».
Мнение специалиста: врач-уролог Олег Владимирович Рубинин:
"Сейчас пациентами урологов все чаще становятся молодые парни 27-30 лет. как правило, это работники интеллектуального труда, офисные служащие. Не секрет, что современный офис способствует адинамичности. Почему?
Ребята безвылазно проводят рабочее время за компьютером, а недоделанную работу берут на дом. из-за этого возникает застой крови и лимфы в области малого таза, а за ним наступает отек предстательной железы и семенных пузырьков. простатит такого происхождения называют бактериальным, а в последнее время еще и офисным.
До острого простатита с высокой температурой и нагноением еще далеко, но, как говорится, всему свое время. Офисный простатит тоже дает свои «плоды» и о качестве половой жизни на время приходится забыть."
Лично для меня очевидно: офисный синдром уже давно расшатывает наши ряды, и еще чуть- чуть, возьмет наше здоровье в уверенный захват. Естественно, многим опасность офисных болезней покажется чем-то призрачным, но из-за того, что офисному дискомфорту на рабочем месте мы подвергаемся ежедневно, вероятность заболевания довольно велика.
Как я понял, лучшее, что можно сделать – сначала пообщаться на эту тему с более опытными сотрудниками, затем изучить актуальные интернет-ссылки про офисные болезни, а затем и выработать собственную стратегию борьбы за свое персональное здоровье.