От того момента, когда прекратил свое существование Великий союз братских народов, нас отделяет 13 лет. Уже более десяти лет мы, государства стран СНГ, пытаемся доказать друг другу, что наши «родственные» отношения плавно перетекли в добрососедские. Мы
От того момента, когда прекратил свое существование Великий союз братских народов, нас отделяет 13 лет. Уже более десяти лет мы, государства стран СНГ, пытаемся доказать друг другу, что наши «родственные» отношения плавно перетекли в добрососедские. Мы стали независимы друг от друга, в каждой стране – свой курс, свое понимание происходящего.
Все, что ни делается, делается к лучшему, но единственное, чего не хватает всем нам, – информации друг о друге. Порой мы не знаем самого элементарного о своем соседе, и это мешает нам строить нормальные взаимоотношения. Фармацевтическая отрасль – не исключение.
Фармрынок любой из стран СНГ индивидуален. В каждой стране по-разному уделяют внимание здравоохранению. Затраты на этот сектор в современных рыночных условиях, по сравнению с развитыми странами мира, должны быть в размере 6-7% от объема ВВП. Однако мы – страны СНГ – пока не можем себе позволить эту роскошь. Статья «Здравоохранение» всегда финансировалась по остаточному принципу, и только сегодня наметились некоторые позитивные сдвиги в этом направлении.
Наилучшим образом дело с финансированием системы здравоохранения обстоит в странах Балтии. В остальных странах СНГ процесс финансирования оставляет желать лучшего. Забота государства о здоровье населения имеет свое отражение во всех аспектах здравоохранения, в частности, в состоянии фармацевтического рынка.
Совокупный объем фармрынка стран СНГ (данные за август 2003 г. – август 2004 г.) составляет около 8,2 млрд. долл. (в розничных ценах). Для сравнения – фармрынок стран ЕС – 200 млрд. долл. (данные за 2003 г.).
Россия – постоянный лидер на этом пространстве, объем ее фармрынка составляет 5,5 млрд. долл. Миллиардный рынок есть еще у одной страны – Украины (1,05 млрд. долл.). Все остальные страны уступают двум лидерам, хотя в последнее время темпы роста этих рынков достаточно высокие – 16-18% в год. Такие высокие показатели роста обусловлены несколькими факторами. Во-первых, страны Азии и Закавказья демонстрируют активный прирост населения. Средний коэффициент прироста в таких странах, как Азербайджан и Узбекистан, составляет 7-14% в год (в России и остальных славянских странах СНГ этот прирост составляет от 4 до 6% в год). Во-вторых, иностранные компании только сейчас начинают обращать свое внимание на развивающиеся регионы Среднего Востока и Закавказья. Новые рынки для этих компаний очень важны, и с каждым годом агрессивность экспансии импорта возрастает. Так, например, в Молдове всего 2% отечественной продукции, все остальное – импорт. Оценить весь объем импорта невозможно, это связано прежде всего с прозрачностью границ и зачастую «серыми» и «черными» поставками в эти страны. В страны Закавказья «серо-черные» потоки в первую очередь идут из Индии и Пакистана. Эксперты оценивают объем неучтенного импорта только в Азербайжан в 45 млн. долл. ежегодно. Несмотря на это, сотрудничество с Пакистаном – приоритетное направление в развитии фармотрасли Азербайджана в целом. Однако реализовать сколь-либо крупные совместные проекты в области фармпроизводства и фармобращения ЛС двум странам так и не удалось.
Страны Средней Азии получают основную долю импорта из России, а также из стран Дальнего Востока, в первую очередь из Китая, откуда и идет основной поток «серой» продукции.
Помимо импортных поставок, многие страны принимают медицинскую гуманитарную помощь. Среди таких стран следует отметить Республику Молдову и Туркменистан. Фармрынки этих стран являются более чем наполовину гуманитарно-дотационными, и потребление медикаментов здесь на душу населения крайне мало. Больше всего ЛС потребляет среднестатистический россиянин – на 38 долл. в год, меньше всего потребляют медикаментов в Молдове – 6,9 долл. в год. На рисунке 2 представлены данные потребления медикаментов на душу населения в странах СНГ. Помимо России в тройке лидеров еще две страны, в которых показатель потребления ЛС на душу населения довольно высок. В Казахстане этот показатель равен 29 долл. в год, что объясняется бурным развитием экономики страны в целом и фармрынка в частности. Большие объемы инвестиций в фармрынок, активное развитие дистрибьютерской сети, упрощенная система налогообложения и многие другие факторы – все это создает благоприятный фон для роста показателя потребления ЛС на душу населения.
На третьем месте по стоимостным объемам находится Армения со средним показателем 25 долл. в год на одного человека. Правительство Армении гарантирует бесплатное и льготное обеспечение медикаментами большей части населения, ежегодно список льготников стремительно растет. Кроме того, в Армении введен НДС на лекарственные средства, который составляет 20%, что инициирует, по мнению многих аналитиков, «серый» ввоз ЛС (дешевых и доступных) из других стран СНГ. Необходимо отметить, что на рынке Армении практически не присутствует продукция из стран Ближнего Востока, а именно Ирана и Пакистана. Армения, как и Казахстан, характеризуется хорошо развитой розничной дистрибьютерской сетью: на 3,2 млн. человек, проживающих в этой стране, приходится 900 аптек.
Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и Туркменистан стоят в одном ряду по показателям потребления ЛС на душу населения. Рынки этих стран развиваются меньшими темпами, уровень развитости инфраструктуры фармотрасли значительно уступает среднему по всем странам СНГ.
О развитости инфраструктуры первым делом может свидетельствовать соотношение отечественной и импортной продукции (рис. 3). Лучшим образом в этом плане дело обстоит в Украине – 40% миллиардного рынка этой страны составляет отечественная продукция, а это ни много ни мало 420 млн. долл.
Касательно первых четырех стран, лидирующих в стоимостных показателях отечественного производства, ситуация понятна и уже много раз становилась темой аналитических отчетов и статей, опубликованных на страницах «ФВ».
На наш взгляд, интересна и заслуживает внимания ситуация с Азербайджаном – 5% рынка занимает продукция всего одного фармзавода «Азерфарм» (объединенный турецко-ирано-азербайджанский проект). Министерство здравоохранения Азербайджана имеет контрольный пакет акций. Турецкий партнер поставляет оборудование и технологии. Иранский партнер обеспечивает оптовые поставки сырья. «Азерфарм» производит около 100 наименований ЛС, включая антибиотики, НПВП, антиревматические, сердечно-сосудистые, антибактериальные и мультивитамины. На протяжении многих лет Азербайджан пытался претворить в жизнь еще несколько совместных с Пакистаном проектов, однако реализовать сколь-либо крупные из них в области фармпроизводства двум странам так и не удалось.
Еще один не менее важный показатель развитости фармрынка – система обязательного медицинского страхования. Практически во всех странах СНГ эта система функционирует на том или ином качественном уровне, но в некоторых странах, например в Азербайджане и республиках Средней Азии, институт обязательного медицинского страхования упразднен. В связи с этим на протяжении последних десяти лет не были реализованы некоторые очень важные для этих республик совместные проекты. Интерес иностранных компаний к подобным проектам возможен только при наличии в стране нескольких десятков миллионов населения либо гарантированного сбыта на этом рынке и рынках соседних стран. Ни того, ни другого в этих регионах нет.
Сравнение степени развитости того или иного фармрынка мы предлагаем провести по срезу экономических и социальных условий стран СНГ. В таблице представлены основные показатели. Все страны, за исключением России, Украины и Казахстана, характеризуются слабым экономическим развитием. Страны Азии отличаются положительным приростом населения. Западные страны СНГ, а также Россия, наоборот, переживают демографический кризис. Коэффициенты прироста населения в этих странах – с отрицательными знаками и находятся в диапазоне от –1 до –7,9.
По мнению американских аналитиков (http://www.business.gov), в 2004 г. Беларусь и Украина попадают под определение стран с высокими политическими рисками.
Система обязательного медицинского страхования отсутствует в Азербайджане, в странах Средней Азии эта система устарела и требует незамедлительного реформирования.
Все фармрынки стран СНГ характеризуются большими объемами финансирования средствами самих граждан – этот, на наш взгляд, негативный показатель свидетельствует о малой доле финансирования здравоохранения из национального бюджета.
Во многих странах был введен НДС на лекарственные средства. В большинстве случаев это произошло по схеме цепной реакции. Вслед за Россией НДС ввели в Беларуси и других странах.
Усложненная система регистрации и сертификации также является негативным фактором, отражающимся на состоянии фармацевтического рынка. Нормативно-правовая база Казахстана в этом плане наиболее упрощена.
Также, по нашему мнению, одним из аспектов, по которому можно судить о развитости фармрынка, служит нехватка инвестиций в производство, в оптовое и розничное звенья дистрибьюции. В первую очередь страны с малым количеством населения попадают в зону влияния этого негативного фактора.
Резюмируя все вышесказанное, следует отметить, что, хотя уровень фармрынков стран СНГ еще не позволяет назвать их «цивилизованными», сегодня уже наметились некоторые тенденции к улучшению и стабилизации. Активно развивается дистрибьютерская сеть. Во всех странах начинают уделять большое внимание борьбе с контрафактной продукцией, развивается отечественное производство.
Страны СНГ только начинают свои реформы в области социальной политики, и в перспективе, по нашему мнению, у 1/6 части суши есть потенциал стать одним из цельных и высокоразвитых регионов мира, каковыми на сегодняшний день являются страны Европы и США.
«Фармацевтический вестник» (№29(350) 2004 г.)