Криптококкоз (легочный, системный торулез, европейский бластомикоз, болезнь Буссе-Бушке) – подострая или хроническая инфекция, вызываемая дрожжеподобным микромицетом Cryptococcus neoformans.
МКБ-10: B45
Наиболее часто поражается ЦНС, но отмечаются также поражения кожи, костей, легких и других органов. До 1950 года диссеминированный криптококкоз считался однозначно смертельным заболеванием. До 1980 г., наступления эры СПИДа, криптококковые инфекции наблюдались редко, 50% из них приходилось на пациентов со злокачественными заболеваниями лимфоретикулярной ткани, а другие 50% – на больных с нормальным иммунитетом. В настоящее время среди инфекций, вызываемых условно-патогенными возбудителями у больных СПИДом, криптококкоз занимает четвертое место и является основной причиной грибкового менингита. Криптококкоз считается клиническим маркером СПИДа (до 90% всех криптококкозов определяется при СПИДе) и дает более 40% смертности у этих больных. Криптококкоз возможен также не у ВИЧ-инфицированных больных, но на фоне клеточных иммунодефицитов, включая идиопатическую CD4+ лимфопению. Трансплантация является также фактором риска из-за использования цитостатических и кортикостероидных препаратов. Лимфоретикулярные опухоли, особенно болезнь Ходжкина, а также саркоидоз (даже без применения кортикостероидной терапии) и сахарный диабет являются предрасполагающими факторами для криптококкоза.
Возбудитель криптококкоза Cryptococcus neoformans относится к дрожжам и повсеместно обнаруживается в почве, зараженной птичьим пометом (в т.ч. голубей), но сами птицы криптококкозом не болеют. Криптококкозом болеют домашние животные: лошади, коровы, собаки и др., но заражение от животных не доказано, также, как и от больного человека (кроме случаев пересадки зараженных органов). Чаще всего возбудитель попадает в организм через поврежденные слизистые оболочки и кожу, что связано с местами обитания птиц, обезьян, домашними и дикими животными, пребыванием в пещерах, эвкалиптовых парках. Человек заражается, вдыхая возбудитель в составе воздушно-пылевой смеси, особенно на фоне тяжелых нарушений иммунной системы. Возможен эндогенный путь заражения, т.к. криптококк может длительное время находиться в организме.
Cryptococcus neoformans в патологическом материале имеет вид дрожжевых клеток правильной округлой формы размером 4-6 мкм, часто – с одной дочерней почкой. Он окружен плотной желатинообразной капсулой, которая защищает возбудитель от действия фагоцитов и гуморальных защитных факторов. При инвазивном росте грибковые клетки достигают значительных размеров (до 25 мкм), что обусловлено формированием капсулы.
При вдыхании возбудителя первично поражаются легкие. Ингалированные грибы формируют первичный очаг воспаления в легких с возможным вовлечением лимфатических узлов корней легких. У 10-15% иммунокомпроментированных лиц возбудитель, попадая в кровь, диссеминирует из первичного очага, часто – в мозг и мозговые оболочки, вызывая специфическое поражение, протекающее очень тяжело. Через кожу (с пометом птиц, почвой) возможно заражение у иммунокомпетентных.
В основе патологического процесса лежит образование специфических гранулем (торулем) с криптококком. В легочной ткани при этом вокруг одиночных или множественных инфильтратов скапливаются клетки различного типа (лимфоциты, плазматические, гигантские).
При вдыхании возбудителя в первую очередь возникают катаральные явления, сухой кашель, субфебрилитет, слабость, боль в груди, со временем – потеря веса (одышка не характерна). У пациентов с сохраненным иммунитетом легочная инфекция протекает в легкой субклинической форме, имеет тенденцию к локализации процесса и заканчивается спонтанным выздоровлением. Боль в груди отмечается у 40% больных, кашель – у 20%, лихорадка – небольшая или отсутствует. Рентгенологически в таких случаях в легких выявляются солитарные опухолевидные образования с нечеткими очертаниями тени, достигающими иногда больших размеров, которые кажутся однородными, хотя в действительности на их фоне обычно имеются множественные участки некроза и распада со скоплениями грибов в центре. В процесс вовлекаются одна или несколько долей легкого. Реакция корня легкого незначительная. Редко могут определяться субплевральные узлы, ограниченный плеврит, иногда – милиарная диссеминация.
У иммунокомпроментированных при острых формах заболевания имеют место классические признаки пневмонии: головная боль (у 90%), лихорадка (у 75%), кашель со скудной мокротой, иногда – кровохарканье, боли в боку, общая слабость, сильная головная боль, ускоренная СОЭ, могут преобладать и плевральные симптомы. При прогрессировании процесса наблюдаются тяжелые острые нарушения дыхательной функции. Рентгенологически также определяются пневмонические инфильтраты (интерстициальные и интраальвеолярные, множественные, двусторонние, иногда – с признаками распада), чаще – в базальных отделах легких, нередко – с плевральным выпотом. Умеренная реакция лимфатических узлов и плевры наблюдается почти во всех случаях. При благоприятном течении под влиянием лечения инфильтраты рассасываются в течение нескольких недель с образованием индуративных полей, а иногда – петрификатов.
В части случаев процесс переходит в хроническую стадию. При этом рентгенологически определяются очаги и инфильтраты различной плотности, петрификаты, пневмосклероз. Корни легких уплотнены, неструктурны, тяжисты. Реберно-диафрагмальные синусы нередко облитерированы. Заболевание может протекать длительно в течение месяцев и даже нескольких лет.
Криптоккок имеет тропность к поражению центральной нервной системы (до 80% криптококковых менингитов наблюдают у больных СПИДом) и пневмония, чаще всего, является проявлением начала диссеминированного заболевания. Пневмония может сочетаться с поражением ЦНС или с другими проявлениями диссеминированного процесса (например, очагами на коже) у всех больных. Для криптококковых менингитов характерно медленное развитие с отсутствием менингеальных признаков в начальной стадии и образованием одиночных или множественных очаговых образований (криптококком). Типичны перемежающие головные боли, головокружения, нарушения зрения, повышенная возбудимость. В динамике заболевания (через недели или месяцы после начала) наблюдают нарушения сознания с типичными признаками менингита.
При криптококкозе описаны повреждения практически всех органов. В большинстве случаев, кроме менингоэнцефалита, возникают кожные поражения (10-20%), а также поражения костей, простаты и почек. Обычно наличие кожного поражения свидетельствует о диссеминации и плохом прогнозе. Отметим, что криптококкоз является искусным имитатором широкого спектра кожных заболеваний: контагиозного моллюска, саркомы Капоши, гангренозной пиодермии, герпетиформных поражений, целлюлита, язв, подкожных узелков и «пальпируемой» пурпуры.
Для заболевания характерна хронизация процесса и высокая частота рецидивов, требующие повторных курсов химиотерапии.
Опрос: выявить связь с пребыванием в местах обитания птиц и животных.
Осмотр: обращать внимание на наличие кожных поражений, неврологических симптомов, вторичных иммунодефицитных состояний.
Для постановки достоверного диагноза криптококковой пневмонии при наличии соответствующих клинических признаков достаточно лабораторного подтверждения в виде получения микробиологической культуры криптококка из любого материала, полученного от больного, и/или положительное серологическое исследование крови на криптококковый антиген.
Микроскопия (мокроты/БАС, СМЖ, биоптата и др.):
Культуральная диагностика (мокроты/БАС, крови, биоптата):
Диагностика специфической сенсибилизации в сыворотке крови (чувствительность – 30%), СМЖ, моче и др.:
Обязательные
При наличии показаний
Обязательные
Криптококковая пневмония не имеет достоверных клинических отличий от других пневмоний (включая атипичные формы при СПИДе), туберкулеза легкого, гистоплазмоза и др., за исключением типичных поражений кожи, связанных с диссеминацией возбудителя. Но, в связи с возможными тяжелыми последствиями неустановленного диагноза этого заболевания, необходимо обязательное обследование пациентов с пневмонией при СПИДе на наличие криптококкоза. Культуральное исследование мокроты, крови и криптококкового антигена в сыворотке крови следует проводить любому ВИЧ-инфицированному больному с пневмонией и количеством CD4+ Т-лимфоцитов менее 200 клеток/мл. Если любой тест будет положительным на C. neoformans, то затем для исключения криптококкового менингита проводится исследование СМЖ.
У пациентов со СПИДом при наличии патологии со стороны ЦНС проводится дифференциальная диагностика с токсоплазмозом, лимфомой ЦНС; у остальных больных – с поражениями, вызванными Mycobacterium tuberculosis, Histoplasma capsulatum, Coccidioides immitis или раковыми метастазами. Кожные проявления дифференцируют с угрями, базальноклеточной карциномой, саркоидозом, контагиозным моллюском.
Цель лечения – устранение инфекции и предотвращение диссеминации возбудителя в мозг.
Выбор лечения заболеваний, вызванных Cryptococcus neoformans, зависит от локализации поражения и от иммунного статуса организма [M.S. Saag е.а., 2000]. Препараты выбора при различных формах криптококкоза (легочный, диссеминированный, с поражением ЦНС): Амфотерицин В или флуконазол.
Для иммунокомпетентных лиц с изолированным поражением легких возможно только наблюдение или лечение флуконазолом в дозе 200-400 мг/день в течение 3-6-12 месяцев (при непереносимости – итраконазол 400 мг/день). При криптококкемии без поражения ЦНС, при наличии в сыворотке положительного титра криптококкового антигена >1:8, или при клинических проявлениях поражения мочевыводящих путей или кожи рекомендуется пероральная терапия азолами (флуконазол) в течение 3-6 месяцев. Для тех лиц, которые не переносят флуконазол, приемлемой альтернативой является итраконазол (200-400 мг/день в течение 6-12 месяцев). Для пациентов с более серьезными проявлениями заболевания может понадобиться лечение амфотерицином B (0,5-1 мг/кг/день) в течение 6-10 недель. Для лиц с поражением ЦНС, стандартная терапия состоит из амфотерицина B в дозе 0,7-1 мг/кг/день в комбинации с флуцитозином 100 мг/кг/день в течение 6-10 недель. Альтернативой этому режиму является амфотерицин B (0,7-1 мг/кг/день) плюс флуцитозин (100 мг/кг/день) в течение 2 недель с переходом на флуконазол (400 мг/день), как минимум, в течение 10 недель. Терапия флуконазолом может быть продолжена до 6-12 месяцев, в зависимости от клинического статуса больного. ВИЧ-негативных иммунокомпроментированных больных нужно лечить так же, как с поражениями ЦНС, независимо от локализации процесса.
Криптококкоз у пациентов с ВИЧ-инфекцией всегда требует лечения. При изолированном легочном поражении назначают флуконазол в дозе 200-400 мг/день (пожизненно). При непереносимости флуконазола назначают итраконазол (200-400 мг/день). При более тяжелом течении заболевания показана комбинация флуконазол (400 мг/день) плюс флуцитозин (100-150 мг/день) в течение 10 недель с последующей терапией одним флуконазолом. При наличии криптококкового менингита начинают лечение амфотерицином B (0,7-1 мг/кг/день) плюс флуцитозин (100 мг/кг/день в 4 приема в течение 2 недель) до достижения стабильного состояния, с последующим назначением флуконазола (400 мг/день), как минимум, 10 недель с последующим возможным снижением дозы до 200 мг/день (пожизненно, возможно – с приемом препарата через день). Флуконазол (400-800 мг/день) в комбинации с флуцитозином (100-150 мг/кг/день) в течение 6 недель является альтернативой использованию амфотерицина B, хотя токсичность такого режима довольно высока. При успешной антиретровирусной терапии при количестве CD4+ клеток крови выше 200 в 1 мкл возможен отказ от поддерживающей терапии.
Противогрибковые препараты для системного применения (J02A):
При наличии показаний
У некоторых больных с персистирующими или резистентными к лечению легочными или костными процессами (а также при наличии больших очагов поражения ЦНС более 3 см) может потребоваться оперативное лечение, однако такая необходимость возникает довольно редко.
Терапия проводится до рассасывания легочной инфильтрации и получения негативной культуры из мокроты/БАС. Для иммунокомпетентных лиц лечение проводится до 3-6 месяцев. У пациентов с ВИЧ-инфекцией назначается пожизненный профилактический прием флуконазола.
Для иммунокомпроментированных лиц запрещено проводить земляные и сельскохозяйственные работы, противопоказано пребывание в пещерах, контакты с птицами, животными и пр.