13-14 мая 2004 года в Институте кардиологии имени Н. Д. Стражеско АМН Украины состоялась научно-практическая конференция, посвященная лечению и профилактике артериальной гипертензии. Тема эта не нова, но актуальность ее возрастает с
13-14 мая 2004 года в Институте кардиологии имени Н. Д. Стражеско АМН Украины состоялась научно-практическая конференция, посвященная лечению и профилактике артериальной гипертензии. Тема эта не нова, но актуальность ее возрастает с каждым годом. Учитывая появление новых взглядов на этиологию и патогенез этого заболевания, а также внедрение принципов доказательной медицины в практику во всем мире, не удивительно, что у отечественных врачей возникает необходимость пересмотреть свои взгляды на проблемы рациональной терапии артериальной гипертензии.
Одной из наиболее актуальных проблем остается артериальная гипертензия у беременных. Эта непростая проблема заставляет сотрудничать кардиологов и акушеров-гинекологов, делая смежными такие далекие друг от друга специальности. Эффективным способом налаживания продуктивного взаимодействия между ними является обмен опытом лечения этого заболевания между ведущими специалистами кардиологии и акушерства и гинекологии, открытые дискуссии и совместная разработка рациональных алгоритмов профилактики и лечения артериальной гипертензии у беременных женщин. Именно это и обусловило участие сотрудников Института педиатрии, акушерства и гинекологии в конференции кардиологов, что в последнее время становится все более частым явлением.
Предлагаем вашему вниманию один из наиболее интересных докладов — «Артериальная гипертензия и безопасное материнство», который подготовили Л. Б. Гутман, И. М. Меллина и И. С. Лукьянова (ИПАГ АМН Украины).
Согласно эпидемиологическим исследованиям, каждая десятая женщина детородного возраста в Украине на сегодняшний день имеет повышенное артериальное давление. У большинства из них определяется первичная артериальная гипертензия, или гипертоническая болезнь.
Женщины детородного возраста редко имеют какие-либо тяжелые сердечно-сосудистые осложнения, но наибольшей проблемой для таких женщин становятся вынашивание беременности и роды. Очень часто у таких пациенток бывают тяжелые осложнения беременности, высоким остается уровень детской перинатальной заболеваемости и смертности.
Наиболее характерным осложнением беременности у женщин, страдающих артериальной гипертензией, является поздний гестоз, который наиболее часто протекает в виде преэклампсии. У таких женщин преэклампсия может развиваться до 32-й и даже до 28-й недели беременности. Тяжелая преэклампсия у беременных с гипертонической болезнью чревата острым нарушением мозгового кровообращения, тяжелой ретинопатией, отслойкой сетчатки, хронической и острой почечной недостаточностью и другими осложнениями. На фоне позднего гестоза неуклонно возрастает число случаев невынашивания беременности, очень часто наблюдается отслойка плаценты, страдает плод. Если тяжелый поздний гестоз развивается до 29 недели беременности, то женщина в большинстве случаев теряет ребенка. Если он возникает в период с 29 по 32 недели беременности, то гибель ребенка наблюдается приблизительно в 40% случаев, и примерно в таком же количестве случаев развиваются тяжелые состояния плода и новорожденных — гипотрофии, асфиксии, выраженная недоношенность, нарушения ликвородинамики, синдром дыхательных расстройств. В значительной мере исход беременности как для матери, так и для плода зависит от выраженности проявлений заболевания.
И вместе с тем на сегодняшний день сохранение беременности и безопасное материнство даже при гипертонической болезни в большинстве случаев возможно. Помочь женщинам в этом могут прежде всего врачи-кардиологи и врачи-терапевты. Поэтому для них важно знать особенности организма беременной женщины, которые обусловливают особый подход к лечению артериальной гипертензии.
Для того чтобы сохранить здоровье матери, очень важно своевременно и правильно решить вопрос о возможности вынашивания беременности. Нами определены степени риска невынашивания беременности у больных гипертонической болезнью и возможности коррекции патологических состояний. Для объективной оценки степени риска очень важно внимательно собирать анамнез и полноценно обследовать женщину клинически и лабораторно. Вопрос о необходимости прерывания беременности по медицинским показаниям следует решать коллегиально, с участием кардиолога и акушера-гинеколога (и других специалистов при необходимости).
Очень важное значение в благополучном исходе беременности как для матери, так и для плода имеют своевременно начатые лечебно-профилактические мероприятия, направленные на предотвращение осложнений беременности и артериальной гипертензии. Нами разработаны определенные лечебно-профилактические алгоритмы, которые были созданы с учетом выявленных нами особенностей артериальной гипертензии у беременных (изменения психоэмоционального состояния, дефицит магния, дисбаланс в системе простаноидов, изменения нейрогуморальной регуляции и выраженные изменения центральной гемодинамики и микроциркуляции).
При разработке медикаментозной терапии мы учитывали в первую очередь возможность максимально безопасного для вынашивания беременности и здоровья плода приема лекарственных средств. Терапия беременных с артериальной гипертензией разработана нами с учетом тяжести заболевания и сроков беременности. Она дифференцирована в зависимости от особенностей гемодинамических реакций пациенток.
Лечение легкой степени заболевания может проводиться в амбулаторном порядке, в то время как беременные со среднетяжелой и тяжелой степенью артериальной гипертензии должны быть направлены в стационар для наблюдения за состоянием гемодинамики и эффективного оказания помощи.
Основу лечебно-профилактических мероприятий составляют, прежде всего, лечебно-охранительный режим и полноценное питание.
При лечении беременных женщин следует придерживаться принципа минимально необходимого вмешательства. Агрессивное влияние множества препаратов на беременность, состояние плода и новорожденного в ранний постнеонатальный период вынуждает врача назначать их крайне взвешенно и осторожно, учитывая кроме всего прочего и срок беременности.
Медикаментозная терапия беременных с артериальной гипертензией должна начинаться с назначения препарата Магне В6, который можно использовать с самого начала беременности. Как показали наши исследования, у большинства больных гипертонической болезнью имеет место дефицит магния, причем очень часто встречается выраженная гипомагниемия. Умеренный дефицит магния, как правило, ассоциируется с нарушениями психоэмоционального состояния женщины, выраженный — с развитием гестоза, недонашиванием беременности, нарушениями состояния плода и новорожденного. Наиболее часто выраженный дефицит магния наблюдается у больных с умеренной и тяжелой артериальной гипертензией и свойственен для развившегося тяжелого позднего гестоза. Характерно, что гипомагниемия выявляется минимум на 2-3 недели раньше, чем появляются первые проявления позднего гестоза.
Учитывая эти обстоятельства, мы и рекомендуем использовать препарат Магне В6 для устранения дефицита магния у беременных. Этот препарат безопасен и официально рекомендован для использования у беременных женщин. Как показали наши данные, использование этого препарата способствует:
Кроме того, Магне В6 улучшает психоэмоциональное состояние беременных, что также способствует нормализации артериального давления при небольших цифрах артериальной гипертензии.
Существенное значение в профилактике позднего гестоза и нарушений состояния плода у беременных с гипертонической болезнью имеет использование аспирина и дипиридамола с целью нормализации баланса простагландинов и улучшения агрегационных свойств крови.
На сегодняшний день нет ни одного антигипертензивного препарата, который был бы полностью безопасен для беременных женщин. Особенно выраженное отрицательное действие таких препаратов проявляется при использовании их в первом триместре беременности. Поэтому собственно антигипертензивные препараты мы не рекомендуем использовать в начале беременности.
Европейскими рекомендациями по лечению АГ (2003) в числе препаратов выбора для лечения АГ у беременных указываются метилдофа, лабеталол, антагонисты кальция (нифедипин) и β-адреноблокаторы, однако отмечается, что последние являются менее эффективными, чем нифедипин. Применение же гидралазина ассоциируется с большим количеством перинатальных побочных эффектов по сравнению с другими средствами. Также, как и ранее, не рекомендуется использовать блокаторы АПФ (особенно во втором и третьем триместре), антагонисты рецепторов ангиотензина и диуретики. Эти препараты приводят к тяжелым нарушениям состояния плода и его гибели. Мочегонные препараты не должны применяться у беременных в связи с тем, что они вызывают уменьшение объема циркулирующей крови и снижают кровенаполнение матки, что способствует гипотрофии плода и его гипоксии. В группу препаратов, противопоказанных для беременных женщин, мы позволили себе также отнести β-адреноблокаторы без α-блокирующего действия, хотя эти препараты официально не являются противопоказанными при беременности. Их гемодинамический эффект обусловлен снижением минутного объема крови и повышением периферического сопротивления сосудов, что весьма неблагоприятно сказывается на фетоплацентарном кровотоке. А учитывая, что β-блокаторы вызывают задержку развития плода, невынашивание беременности, нарушение постнатальной адаптации новорожденных, мы считаем, что применять данные препараты при беременности не следует.
Наиболее безопасным (а потому — наиболее широко используемым) для беременных женщин препаратом является метилдофа. Этот препарат можно назначать при необходимости даже в первом триместре. При неэффективности метилдофы, а также в случаях, когда необходимо быстрое снижение артериального давления, альтернативным средством может быть клофелин.
Мы неоднократно акцентировали внимание на том, что у беременных с гипертонической болезнью при назначении антигипертензивных средств следует ориентироваться на особенности гемодинамики пациентки. Наиболее неблагоприятной для беременной женщины представляется ситуация, когда артериальная гипертензия обусловлена сочетанием низкого минутного объема и значительно повышенного общего периферического сопротивления. А это, по нашим данным, наблюдается очень часто (во второй половине беременности почти половина женщин имеет гипокинетический тип кровообращения). Поэтому, назначая центральные α2-агонисты (метилдофу и клофелин), важно учитывать, какой гемодинамический профиль имеет больная. Назначая эти препараты, следует проводить клинико-фармакологическую пробу с оценкой гемодинамического эффекта их гипотензивного действия. Позитивным эффектом при этом считается снижение давления за счет периферического сопротивления, отрицательным — снижение артериального давления за счет уменьшения минутного объема.
В тех случаях, когда имеет место отрицательный гемодинамический эффект, а также при наличии тяжелой артериальной гипертензии или невозможности контролировать показатели гемодинамики, мы рекомендуем использовать для лечения гипертонической болезни нифедипин. Нифедипин вызывает периферическую вазодилатацию сосудов, увеличивает сердечный выброс и улучшает кровоснабжение миокарда, положительно влияет на состояние свертывающей системы и микроциркуляции, оказывает нефропротекторное действие.
Дело в том, что за последние пять лет не только не уменьшилась актуальность проблемы антигипертензивной терапии во время беременности, но и появились новые данные в пользу высказанного нами ранее мнения о целесообразности широкого применения нифедипина у беременных женщин. Значимость этого «старого» и хорошо апробированного средства повышается также из-за ограниченности перечня антигипертензивных препаратов, допустимых во время беременности, и накопления все большего числа аргументов против использования других традиционно применяющихся до последнего времени (гидралазин, β-адреноблокаторы без дополнительных α-блокирующих свойств).
Принимая во внимание возможности использования антигипертензивных препаратов в период беременности, изложенные выше, наиболее широко рекомендуемым гипотензивным средством с периферическим сосудорасширяющим эффектом, которое может применяться у беременных, сегодня является нифедипин (Коринфар).
Первое сообщение об использовании нифедипина при беременности опубликовано в 1979 году. С тех пор накоплен достаточный клинический опыт, позволивший отнести препарат к числу относительно безопасных для плода и широко применять его в качестве антигипертензивного средства у беременных. И вместе с тем до настоящего времени в большинстве фармакологических справочников, в том числе таких популярных, как «Видаль», «Лекарственные средства» М. Д. Машковского, «Компендиум», в качестве противопоказания к использованию нифедипина неизменно фигурирует беременность. Вероятно, это положение отражает тот даже небольшой риск отрицательного действия на плод, который не исключается при приеме ни одного антигипертензивного средства.
Первично нифедипин был применен у беременных с целью подавления сократительной деятельности матки. В дальнейшем его использовали как токолитическое средство при угрозе прерывания беременности и преждевременных родов в комбинации с β-адреномиметиками. Позднее, во второй половине 80-х годов в рандомизированном двуцентровом клиническом исследовании была показана, по крайней мере, эквивалентная токолитическая активность нифедипина и ритодрина, однако при этом частота побочных эффектов при лечении адреномиметиком была значительно выше. Важно отметить, что отрицательного действия нифедипина на плод не наблюдалось.
Наибольшее число наблюдений о применении нифедипина в акушерстве связано с его антигипертензивным действием.
Сегодня нифедипин официально рекомендован Европейским обществом кардиологов для лечения артериальной гипертензии у беременных. Эффективность препарата показана во многих исследованиях, причем достаточно много данных о его преимуществе перед целым рядом препаратов.
Безопасность нифедипина для будущего ребенка подтверждается многоцентровыми проспективными когортными исследованиями. Было установлено, что прием препарата женщинами в первом триместре беременности не увеличивает числа тератогенных повреждений. И в эксперименте, и в клинических исследованиях показано отсутствие отрицательного влияния нифедипина в средних терапевтических дозах на маточно-плацентарный кровоток и плодовый кровоток в пуповинной, почечной, церебральной артериях и артериальном протоке. Препарат практически не влияет на сердечный ритм плода.
Нами этот препарат с успехом применяется с конца 80-х годов. По нашему убеждению, основанному на результатах многочисленных наблюдений, нифедипин (Коринфар) как эффективный гипотензивный препарат с мощным вазодилатирующим действием, безопасный для матери и плода, следует более широко применять у женщин с АГ, обусловленной поздним гестозом. При этом его нужно назначать сразу при повышении АД до уровня 150/100 мм рт. ст. и выше, а не в случаях неэффективности других средств.
Таким образом, нифедипин (Коринфар), согласно многочисленным данным клинических исследований, является не только эффективным, но и достаточно безопасным лекарственным средством для лечения АГ у беременных женщин.
Показания для использования нифедипина (Коринфара) в лечении беременных с хронической АГ нашли отражение в методических рекомендациях «Гіпертонічна хвороба (первинна артеріальна гіпертензія) і вагітність» (Л. Б. Гутман, В. Е. Дашкевич, І. М. Мелліна ), а также в Рекомендациях Украинского общества кардиологов по профилактике и лечению АГ.
Использование разработанного нами лечения, которое является очень простым и доступным алгоритмом, позволяет уже сегодня значительно улучшить исход беременности как для матери, так и для плода. В нашей клинике за последние годы благодаря этой схеме лечения значительно уменьшилось число тяжелых осложнений и неблагоприятных исходов беременности. Большое значение также играет своевременность выявления патологии и начало терапии гипертонической болезни с ранних сроков беременности.
Сейчас мы работаем над совершенствованием этой схемы лечения гипертонической болезни у беременных. Важнейшим и пока еще полностью не реализованным аспектом эффективной профилактики и лечения этой патологии остаются организационные мероприятия.
Так, крайне важно наладить междисциплинарное врачебное сотрудничество акушеров-гинекологов, терапевтов, кардиологов, семейных врачей в решении проблемы артериальной гипертензии, организовать систему эффективного обмена опытом и продуктивной совместной работы. Ведение пациенток женского пола и детородного возраста с артериальной гипертензией и оказание им медицинской помощи должно быть непрерывным и преемственным, а лечение их — комплексным. Нельзя забывать об основе диспансеризации — регулярном наблюдении и консультировании таких пациенток с целью своевременного выявления развития осложнений и сопутствующих заболеваний у таких женщин.
Обследование здоровых женщин детородного возраста должно быть как можно более тщательным и подробным, с учетом возможных факторов риска для возможной беременности (избыточная масса тела, гипертензия в анамнезе, преэклампсия во время предшествующих беременностей и другие).
Не менее значимым для профилактики, своевременной диагностики и полноценного лечения заболевания остается санитарное просвещение женщин детородного возраста, которому в наше время уделяется незаслуженно мало внимания.