В основе ишемической болезни сердца (ИБС) лежит недостаточное кровоснабжение участков миокарда вследствие изменений сосудистой стенки и эндотелия, приводящих к нарушению просвета сосуда (бляшка, спазм). Ишемия миокарда характеризуется несоответствием
В основе ишемической болезни сердца (ИБС) лежит недостаточное кровоснабжение участков миокарда вследствие изменений сосудистой стенки и эндотелия, приводящих к нарушению просвета сосуда (бляшка, спазм). Ишемия миокарда характеризуется несоответствием возможности доставки кислорода к миокарду и потребности в нем последнего для поддержания достаточного уровня окислительных процессов в митохондриях клеток. Такой дисбаланс приводит к комплексу метаболических и структурно-функциональных перестроек, отражающих ишемическое повреждение миокарда.
ИБС часто осложняется хронической сердечной недостаточностью (ХСН). По определению ВОЗ (1995), сердечная недостаточность с патофизиологической точки зрения представляет собой неспособность сердца обеспечивать питательными веществами ткани организма в соответствии с их метаболическими потребностями в состоянии покоя и/или при умеренных физических нагрузках. Нарушение насосной функции сердца лежит в основе сердечной недостаточности: сердечная мышца не способна в большей или меньшей степени выталкивать кровь в сосудистое русло в систолу и/или адекватно наполняться в диастолу. При этом клинически наблюдаются снижение переносимости физической нагрузки (утомляемость), одышка, задержка жидкости в организме (приводит к возникновению периферических отеков и отеку легких). Неуклонное прогрессирующее течение заболевания связано с ухудшением структуры и функции миокарда, что в результате существенно сокращает продолжительность жизни больных. Современное медикаментозное лечение ХСН включает применение ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента (ИАПФ), диуретиков, b-адреноблокаторов, препаратов дигиталиса [1].
Широкое внедрение ИАПФ повлияло на принципы патогенетического лечения больных с ХСН. В классических рандомизированных исследованиях CONSENSUS (CONSENSUS Trial Study Group, 1987), V-HeFT II (V-HeFT II Study Group, 1991) и SOLVD-Treatment (SOLVD Investigators, 1991) доказана эффективность ИАПФ, поэтому появились уникальные возможности модификации течения заболевания, уменьшения потребности в госпитализации, улучшения качества и увеличения продолжительности жизни больных, снижения вероятности внезапной сердечной смерти и смерти от прогрессирующей ХСН [2]. Результаты многочисленных контролированных исследований свидетельствуют о преимуществах ИАПФ как мощных органопротекторных средств. Эти препараты предупреждают возникновение гипертрофии и ремоделирования гладких мышц сосудов, обеспечивают обратное развитие гипертрофии отделов сердца и защиту клубочков почек [3]. Быстрое улучшение гемодинамики, уменьшение симпатической активации и выраженности клинических симптомов при ХСН происходят благодаря немедленным нейрогуморальным изменениям: системной блокаде образования ангиотензина II и угнетению распада брадикинина. Несмотря на доказанную эффективность ИАПФ при ХСН, используются они недостаточно. Многие пациенты не получают данные препараты или получают их в неадекватных дозах.
Согласно рекомендациям Украинского научного общества кардиологов по лечению больных с сердечной недостаточностью (2001), ИАПФ следует назначать в обязательном порядке (за исключением случаев противопоказаний и непереносимости) всем пациентам с систолической дисфункцией левого желудочка (ФВ — 40%) независимо от функционального класса ХСН [1]. Первая доза является минимальной. В дальнейшем, в случае адекватной переносимости (отсутствия гипотензии и иных побочных эффектов) дозу постепенно увеличивают (титруют), стремясь к целевой, максимально желательной, рекомендуемой в клинических исследованиях [4].
Лизиноприл — водорастворимый несульфгидрильный ИАПФ, который после всасывания из кишечника не требует биотрансформации для начала действия. Согласно фармакокинетической классификации ИАПФ он относится к представителям III поколения [5]. Максимальная концентрация препарата в плазме крови достигается относительно медленно — через 6 часов после приема 10-20 мг лизиноприла [6]. Период полувыведения составляет до 12 часов [7]. На биодоступность препарата, составляющую до 50%, прием пищи не оказывает влияния. Лизиноприл, в отличие от других ИАПФ, не метаболизируется в печени, поэтому пациентам с умеренной печеночной дисфункцией он не противопоказан. Препарат выделяется почками в неизмененном виде и подавляет активность системы ренин-ангиотензин (локальной и системной) на протяжении 24 часов. Препарат оказывает кардиопротекторное (уменьшает гипертрофию левого желудочка), сосудистопротекторное (улучшает функции эндотелия, повышает эластичность аорты, уменьшает жесткость крупных сосудов), нейропротекторное (улучшает проводимость нервных волокон, повышает температурную и вибрационную чувствительность), при сопутствующем сахарном диабете доказано нефропротекторное (уменьшение альбуминурии, замедление прогрессирования нефропатии) действие [8, 9].
Результаты исследования ATLAS (Assesment of Treatment with Lisinopril and Survival, 1998) свидетельствуют, что при сердечной недостаточности применение лизиноприла в высоких дозах (32,5 или 35 мг/сут) по сравнению с его применением в низких дозах (2,5 или 5 мг/сут) существенно снижает риск общей смертности и уменьшает частоту случаев госпитализации больных на 13%, а по поводу сердечной недостаточности — на 24% [10, 11]. Повышение дозы осуществляется в несколько этапов [12]: стартовая доза — 2,5 мг 1 раз в день, затем — 5 мг 1 раз в день, 10 мг 1 раз в день, 20 мг 1 раз в день (целевая доза). В комбинированном лечении лизиноприл можно применять практически с любой группой препаратов, но лучше всего с диуретиками и/или антагонистами кальция.
По данным литературы, наиболее частым побочным эффектом при применении лизиноприла является кашель (4%), реже встречаются головокружение (2,3%) и головная боль (2,1%). Следует отметить, что кашель при применении лизиноприла, по результатам ряда исследований, встречается реже, чем при применении других ИАПФ.
Цель настоящего исследования — оценка клинической эффективности Липрила (Борщаговский химфармзавод) и его влияния на внутрисердечную гемодинамику у больных ишемической болезнью сердца, осложненной хронической сердечной недостаточностью.
Обследовано 73 больных ИБС, осложненной ХСН II-IV ФК (классификация Нью-Йоркской ассоциации кардиологов — NYHA, 1973). Всем больным проведено стандартное общеклиническое обследование, которое включало врачебный осмотр, общие анализы крови и мочи, биохимический анализ крови (общий белок, билирубин, мочевая кислота, холестерин, триглицериды, активность АлАТ, АсАТ), ЭКГ, ЭхоКГ. Больных разделили на две группы, сопоставимые по возрасту и ФК. Лечение в первой группе пациентов (37 человек) проводили липрилом с титрованием дозы каждые 2 недели (от 2,5 до 20 мг/сут) на протяжении 8 недель. Больные второй (контрольной) группы получали сердечные гликозиды (дигоксин), диуретики (фуросемид), периферические вазодилататоры. Обследование больных, которое включало исследование показателей гемодинамики и сократительной функции миокарда, проводили до и после курса лечения (через 8 недель).
На фоне проводимой терапии положительную клиническую динамику наблюдали в обеих группах обследованных. У больных первой группы применение Липрила приводило к значительному уменьшению клинических проявлений ХСН (выраженность одышки, периферические отеки, боли в области сердца), повышению переносимости физической нагрузки, существенному снижению систолического и диастолического АД у больных с сопутствующей артериальной гипертензией.
Наблюдалась положительная динамика показателей ЭКГ (уменьшение симптомов перегрузки левого желудочка, положительная динамика зубца Т). Изучение влияния Липрила на показатели внутрисердечной гемодинамики показало достоверное увеличение ФВ с 62,4±2,1 до 67,9±2,7% через 8 недель терапии (р<0,05). Достоверного изменения размеров левого желудочка выявлено не было. По данным литературы [13, 14], динамика показателей размеров, систолического и диастолического объема левого желудочка наблюдается после 3 месяцев лечения лизиноприлом. Рисунок.
Лечение Липрилом не оказало существенного влияния на показатели общих анализов крови и мочи, биохимического исследования крови.
Переносимость препарата была хорошей. Только у 2 из 37 больных во время лечения появились жалобы на сухой кашель, связанный, очевидно, с брадикининнакапливающим эффектом лизиноприла, однако его возникновение не потребовало отмены препарата. У одного больного наблюдались высыпания на коже, и препарат пришлось отменить.