Желчный рефлюкс – синдром, довольно часто сопровождающий такие распространенные заболевания верхних отделов пищеварительного канала, как функциональные диспепсии, гастроэзофагеальную рефлюксную болезнь (ГЭРБ), хронические гастриты, пептические язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Кроме того, желчный рефлюкс может быть одной из двух основных причин возникновения хронического гастрита типа С (химического) – рефлюкс-гастрита; второй причиной рефлюкс-гастритов являются медикаменты, в частности нестероидные противовоспалительные препараты.
Под желчным или щелочным рефлюксом принято понимать попадание желчи из двенадцатиперстной кишки в выше расположенные органы – желудок, пищевод и даже ротовую полость. Заброс желудочного содержимого в пищевод до определенной степени является нормальным явлением – так называемый физиологический гастроэзофагеальный рефлюкс, а желчный рефлекс рассматривают как патологическое явление.
В физиологических условиях желчь не должна попадать из двенадцатиперстной кишки в вышележащие отделы пищеварительного канала. По высоте желчный рефлюкс может быть дуоденогастральным, дуоденогастроэзофагеальным и дуоденогастроэзофагооральным.
Дуоденогастральный рефлюкс чаще обусловлен недостаточностью замыкательной функции привратника, хроническим дуоденостазом и связанной с ним гипертензией в двенадцатиперстной кишке. Такие нарушения в большинстве случаев являются результатом анатомических изменений, связанных с оперативным вмешательством. Довольно часто рефлюкс может быть обусловлен развитием функциональных нарушений верхних отделов пищеварительного канала, в частности его моторно-эвакуаторной функции. Эти нарушения часто сопровождают воспалительные и деструктивные изменения слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки (пептические язвы), а также функциональные заболевания (диспептический вариант функциональной диспепсии, синдром раздраженного кишечника по гипомоторному или смешанному типу). Рефлюкс желчи в желудок часто наблюдается после оперативных вмешательств: резекции желудка, гастроэнтеростомии, энтеростомии, ваготомии, холецистэктомии.
Дуоденогастроэзофагеальный и дуоденогастроэзофагеальнооральный рефлюксы связаны с дополнительным нарушением тонуса и сократительной способности нижнего пищеводного сфинктера. Наиболее часто такие нарушения встречаются при ГЭРБ, органических заболеваниях, изменяющих структуру и функцию нижнего пищеводного сфинктера (грыжи пищеводного отверстия диафрагмы, опухоли, изменения соединительной ткани при системных и эндокринных заболеваниях и др.).
В состав рефлюксата при желчном рефлюксе входят желчные кислоты, дуоденальный сок и панкреатические энзимы, лизолицетин. Компоненты рефлюксата, попадая при рефлюксе на слизистые оболочки желудка и пищевода, вызывают дистрофические и некробиотические изменения поверхностного эпителия этих органов. Постепенно в нем развиваются и усугубляются атрофические изменения, прогрессируют пролиферативные процессы и дисплазия различной степени выраженности, которая в десятки раз увеличивает риск развития рака желудка. Наряду с желчным рефлюксатом необходимым условием для повреждения слизистых оболочек желудка и пищевода является наличие соляной кислоты желудочного сока.
При дуоденогастроэзофагеальном рефлюксе дуоденальное содержимое выполняет роль как бы дополнительного (наряду с желудочным содержимым) патогенетического фактора в поражении пищевода. В последние годы все больше данных свидетельствуют о патогенетической роли дуоденального рефлюксата в развитии пищевода Барретта – одного из осложнений гастроэзофагеальной рефлюксной болезни. Специфическим признаком пищевода Барретта является образование специализированной кишечной метаплазии в нижней части пищевода. Пищевод Барретта рассматривается в настоящее время как заболевание с высоким риском развития аденокарциномы пищевода.
Клиническая картина при желчном рефлюксе не отличается разнообразием. У большинства больных рефлюкс-гастрит протекает бессимптомно, в ряде случаев возникают боль жгучего характера в надчревной области, тошнота, рвота с примесью желчи, симптомы демпинг-синдрома.
При дуоденогастроэзофагеальном рефлюксе также характерно отсутствие жалоб, вместе с тем изредка могут быть следующие проявления: регургитация пищи, изжога, одино- и дисфагия, горечь во рту, тошнота, рвота желчью, боль за грудиной.
Для пищевода Барретта нет характерной клинической симптоматики. Это объясняется тем, что измененный цилиндрический эпителий пищевода менее чувствителен к раздражителям, поэтому приблизительно у трети пациентов вообще нет симптомов гастроэзофагеальной рефлюксной болезни, а у остальных они выражены крайне слабо.
При подозрении на желчный рефлюкс следует учитывать наличие боли и/или ощущения тяжести в надчревной области после еды. Особенно это отмечают больные, перенесшие операции (резекцию желудка, ваготомию, холецистэктомию). Желчный рефлюкс, в том числе и заболевания, которые он вызывает, в частности рефлюкс-гастрит и рефлюкс-эзофагит, могут протекать бессимптомно. В связи с этим инструментальные методы диагностики приобретают особое значение.
Для диагностики дуоденогастрального рефлюкса главным методом является гастродуоденоскопия. Характерными эндоскопическими признаками желчного рефлюкса считаются: очаговая гиперемия, отек слизистой оболочки желудка, желудочное содержимое окрашено в желтый цвет, привратник зияет, из него в желудок порционно поступает желчь. При изучении биоптатов слизистой оболочки желудка выявляют гиперплазию ямочного эпителия, некробиоз и некроз клеток эпителия, отек и полнокровие собственной пластинки без признаков выраженного воспаления, иногда – признаки атрофии.
Для диагностики дуоденогастроэзофагеального рефлюкса используют эндоскопию и многочасовый мониторинг рН пищевода. У некоторых больных при эндоскопии пищевода визуально определяют не только воспалительные и деструктивные изменения его слизистой оболочки, но и характерные изменения, присущие пищеводу Барретта, подтвержденные впоследствии при гистологическом анализе биоптатов, взятых из зоны интереса. Признаков эзофагита у большинства больных может не быть даже при выраженных жалобах. Это соответствует наиболее часто встречающемуся клиническому варианту ГЭРБ – неэрозивному. В такой ситуации подтвердить наличие желчного рефлюкса, достигающего пищевода, можно при проведении мониторинга рН пищевода, при котором оценивают частоту и высоту рефлюкса, наличие в течение суток эпизодов щелочного, кислого и/или смешанного рефлюксов.
В качестве дополнительного метода функциональной диагностики иногда используют полипозиционную рентгеноскопию желудка, при которой характерным признаком рефлюкса является регургитация бария из двенадцатиперстной кишки в желудок и пищевод.
Дифференциальную диагностику при подозрении на желчный рефлюкс следует проводить с кислым гастроэзофагеальным рефлюксом, эзофагеальной карциномой, пептическими язвами верхних отделов пищеварительного канала. Следует особо отметить, что дуоденогастральный рефлюкс часто сопровождает пептические язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, когда нарушена моторно-эвакуаторная координация. Однако при заживлении язв и стихании воспаления явления рефлюкса, как правило, проходят.
Длительное наличие желчного рефлюкса без адекватной терапии способствует развитию гиперпластических полипов и аденокарциномы желудка и пищевода.
Медикаментозное лечение желчного рефлюкса проводят в комплексе с базисной терапией основного заболевания. Оно направлено на нейтрализацию раздражающего действия компонентов дуоденального содержимого на слизистые оболочки желудка и пищевода, а также на обеспечение их адекватного опорожнения и клиренса (очищения).
Для устранения явлений дуоденогастрального рефлюкса используют средства, способствующие ускорению опорожнения желудка и пищевода, повышающие тонус нижнего пищеводного сфинктера. К наиболее эффективным из них относятся прокинетики (метоклопрамид, домперидон). Препараты назначают в среднетерапевтической дозе (10 мг) 3 раза в день. Недостатками прокинетиков являются непродолжительный срок беспрерывного лечения (2-3 недели) и возобновление признаков рефлюкса после отмены препаратов, а также достаточно высокая частота побочных эффектов.
В случаях когда заболевание сопровождается повышенным кислотообразованием, необходимо назначать антисекреторные препараты для ослабления агрессивных свойств соляной кислоты. Предпочтение следует отдавать ингибиторам протонной помпы последних поколений – лансопразолу, пантопразолу, рабепразолу, эзомепразолу в терапевтической дозе 1 раз в день. Ограничением к применению ингибиторов протонной помпы является исходно сохраненная или пониженная желудочная секреция, снижение которой может ухудшить процесс пищеварения.
Для химического связывания желчных кислот и лизолецитина в рефлюксате традиционно используют невсасывающиеся антациды в виде суспензий или геля, которые не снижают выработку соляной кислоты, что особенно важно при сохраненной или пониженной желудочной секреции. Кроме того, антациды обладают цитопротективными свойствами (усиливают выработку муцина и гидрокарбонатов). Это благоприятно действует на слизистую оболочку гастродуоденальной зоны, поскольку продукция последних при желчном рефлюксе снижается. Невсасывающиеся антациды назначают по 1-2 дозы 3-4 раза в день между приемами пищи и других препаратов. Недостатками лечения этими препаратами являются: необходимость частого приема из-за короткой продолжительности действия (3-4 часа), отсутствие возможности связывания рефлюксата в ночное время; препараты нельзя применять для длительного непрерывного лечения (более 4-6 недель).
В целях цитопротекции рекомендуется сукральфат по 1 г 3-4 раза в сутки между приемами пищи, срок его непрерывного приема может быть более длительным, чем антацидов. Вместе с тем сукральфат не устраняет симптомы рефлюкса и неприятные для пациентов клинические проявления, поэтому его используют только в качестве дополнения к терапии. Для проявления его цитопротективных свойств длительность беспрерывного приема препарата должна составлять 2-3 месяца.
Из вышеизложенного понятно, почему для устранения желчного рефлюкса антисекреторные препараты, прокинетики и антациды, как правило, недостаточно эффективны. В качестве стандарта для лечения желчного рефлюкса в настоящее время рассматривают препараты урсодеоксихоловой кислоты, которая обладает свойством изменять пул желчных кислот из токсичных на нетоксичные. Другими словами, под воздействием урсодеоксихоловой кислоты желчные кислоты, содержащиеся в рефлюксате, переходят в водорастворимую форму, которая в меньшей степени раздражает слизистую оболочку желудка и пищевода.
При лечении урсодеоксихоловой кислотой в большинстве случаев полностью исчезают или становятся менее интенсивными такие симптомы, как отрыжка горьким, неприятные ощущения в животе, рвота желчью. Урсодеоксихоловая кислота обладает доказанными противовоспалительными и иммуномодулирующими свойствами, что обусловливает стихание или значительное уменьшение явлений воспаления в слизистых оболочках желудка и пищевода. В связи с этим урсодеоксихоловая кислота при желчном рефлюксе рассматривается как препарат патогенетической направленности.
В исследованиях последних лет показано, что при желчном рефлюксе оптимальной дозой урсодеоксихоловой кислоты следует считать 500 мг в день (по 250 мг в 2 приема). Минимальное число ограничений для применения и количество побочных эффектов позволяет применять препарат длительно. Курс лечения желчного рефлюкса должен составлять не менее двух месяцев. В Украине оригинальный препарат на основе урсодеоксихоловой кислоты зарегистрирован под названием Урсофальк.
Таким образом, желчный рефлюкс, встречающийся довольно часто, представляет собой синдром, который сопровождает ряд заболеваний верхних отделов пищеварительного канала. Желчь и дуоденальное содержимое, являющиеся частью рефлюксата, контактируя со слизистыми оболочками желудка и пищевода, вызывают дополнительные изменения в поверхностном эпителии. Базисная терапия заболеваний, сопровождающихся желчным рефлюксом, должна включать препарат патогенетической направленности – Урсофальк.