Аллергия, связанная с укусами насекомых, способна вызвать развитие тяжелых состояний, угрожающих жизни. Людям, у которых хотя бы раз в детстве проявилась аллергическая реакция на укус пчелы или осы, следует твердо усвоить простую истину: вопреки распространенному мнению, опасность анафилактического шока в результате воздействия яда перепончатокрылых с возрастом не исчезает и склонность к развитию такой аллергии может сохраняться на протяжении всей жизни. Есть и другие особенности инсектной аллергии, которые необходимо знать каждому человеку.
О том, что аллергия на укусы насекомых является одной из наиболее опасных разновидностей аллергических реакций. Укус пчелы, осы или шершня может вызвать реакцию 3-х типов – и только одна из них является действительно аллергией и представляет опасность с точки зрения развития анафилактического шока.
Специалисты в области аллергологии обычно выделяют 4 типа собственно аллергических реакций на укус перепончатокрылых:
Важно хорошо запомнить, что у человека с повышенной чувствительностью к яду перепончатокрылых тяжелую реакцию вплоть до развития анафилактического шока может вызвать один-единственный укус.
В этом заключается принципиальная разница между токсическим шоком, вызванным огромной дозой яда после укусов 80 или 100 пчел, и анафилактическим шоком у аллергиков.
Анафилактический шок может привести к смерти ужаленного пчелой осой или шершнем аллергика в течение нескольких минут – 70% таких смертей происходят в течение первого часа после поступления яда в организм.
Человек, у которого после укуса насекомых впервые развилась аллергическая реакция, пусть даже в самой легкой форме, должен твердо усвоить, что после этого шансы на повторное развитие аллергии у него резко повышаются.
При локальном покраснении и незначительном местном отеке (обычной неаллергической реакции) можно приложить к месту укуса лед, завернутый в чистую ткань или сделать холодный компресс. Однако перед этим следует максимально тщательно исследовать место укуса и при необходимости удалить оставшееся в ране жало.
Жало остается в коже только после укуса пчелы из-за особенностей его строения: у пчел жало снабжено зазубринами, а у ос и шершней оно гладкое. Поэтому осы и шершни могут ужалить «жертву» несколько раз, хотя максимальная доза яда поступает в организм при первом укусе.
Больному можно дать антигистаминное средство, а для уменьшения зуда и отека в месте укуса можно обработать кожу мазью, содержащей глюкокортикостероиды (глюкокортикоиды).
Однако развитие тяжелой аллергической реакции, тем более анафилактического шока, требует немедленного оказания квалифицированной медицинской помощи.
С этой точки зрения инсектная аллергия гораздо более опасна, чем, скажем, пищевая аллергия – как правило, чаще всего пчелы, а особенно осы и шершни жалят людей во время их пребывания на природе: на даче, на берегу реки или озера или в лесу, то есть вдали от медицинских учреждений.
Поэтому человеку, у которого в течение жизни хотя бы однократно наблюдалась тяжелая аллергическая реакция после укуса таких насекомых, следует тщательно взвесить все за и против, планируя выезд за город.
Человеку, страдающему выраженной аллергией на яд перепончатокрылых, при поездках на природу нужно всегда иметь при себе специальный шприц-ручку с адреналином (эпинефрином) для самостоятельного введения спасительного препарата, а также антигистаминные лекарственные средства в таблетках для перорального введения.
Практика свидетельствует о том, что человеку со склонностью к развитию тяжелой аллергической реакции в случае укуса пчелы или осы следует рассчитывать в первую очередь на собственное хладнокровие и быстрое выполнение необходимых действий (инъекция адреналина, прием соответствующих препаратов внутрь и тому подобное). От окружающих пользы будет мало, если только среди них случайно не окажется профессиональный врач.
Современные аллергологи успешно применяют для лечения инсектной аллергии метод специфической десенсибилизации, для чего организм больного постепенно приучают к действию яда с помощью регулярного введения ничтожно малых доз. Однако процесс этот очень длительный: он может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет.