Синдром поликистозных яичников обусловливает патологию структуры и функции яичников на фоне таких нейрообменных нарушений, как ановуляция, гипертрихоз, ожирение. В яичниках активируется синтез андрогенов, процесс фолликулогенеза. СПКЯ встречается у 5-10% лиц репродуктивного возраста и у 20-25% женщин с бесплодием.
МКБ-10: E28.2
Данное патологическое состояние имеет значительную вариабельность клинических проявлений, несмотря на одинаковый принцип подбора больных – по признаку наличия у них кистозно-измененных яичников. Значительные колебания клинических признаков можно объяснить отсутствием единых критериев при диагностике СПКЯ, причем в основном это происходит, когда диагноз синдрома устанавливается только по одному клиническому или лабораторному исследованию.
В популяции у 22% женщин с регулярным ритмом МЦ при УЗИ обнаруживаются поликистозные яичники. Поликистозные яичники диагностируются у 34% пациенток, которые продолжительное время принимают эстроген-гестагенные препараты с целью контрацепции. По данными скринингового УЗ-сканирования установлено, что максимальная частота поликистозных яичников оказывается преимущественно в двух клинических группах – при регулярном ритме менструаций в сочетании с гирсутизмом, а также при олигоменорее (соответственно по 84%). При хронической ановуляции и гиперандрогении этот показатель составляет 74%, а при вторичной аменорее, на фоне нормального уровня андрогенов, – 32%.
В основе патогенеза СПКЯ лежат нарушения нейроэндокринного контроля за секрецией гонадотропных гормонов со стороны гипоталамуса и установлено характерное для больных с данной патологией повышение индекса ЛГ/ФСГ. Анализ особенностей соотношения этих гормонов в разных группах пациенток позволил сделать вывод, что данный гормональный показатель, как и УЗИ, не может служить единым критерием диагностики СПКЯ. Установлено, что при вторичной аменорее индекс ЛГ/ФСГ повышен у 37% женщин, при олигоменорее без гиперандрогении – у 10%, а в сочетании с повышенным уровнем андрогенов – у 90% больных.
У большинства пациенток с идиопатическим гирсутизмом и регулярным ритмом менструаций индекс ЛГ/ФСГ соответствует норме, несмотря на то что ультразвуковые признаки поликистозных яичников присутствуют у 87% из них. Скрининговое определение соотношения ЛГ/ФСГ у лиц репродуктивного возраста с регулярным ритмом менструаций показало повышение данного показателя у 20% женщин.
Клинические критерии базируются на данных, на основании которых у большинства больных с СПКЯ диагностируется бесплодие, преимущественно первичное, что составляет 71-98%. Это обусловлено нарушением репродуктивной системы, которое проявляется задержками или отсутствием самостоятельных менструаций.
Кожными проявлениями андрогенизации являются гирсутизм, акне, себорея и чернеющий акантоз, что рассматривается как дерматологический маркер инсулинорезистентности. Гирсутизм встречается у 45-60% пациенток, что практически всегда сочетается с повышенным уровнем андрогенов яичникового или надпочечникового происхождения.
Метаболические нарушения проявляются абдоминальным ожирением, гиперинсулинемией, нарушениями углеводного и липидного обмена. Повышение ИМТ более чем на 25 баллов практически наблюдается у каждой второй больной СПКЯ.
Установлено, что, в отличие от нарушения менструально-репродуктивной функции, эти патологические состояния не являются обязательными для СПКЯ и могут с аналогичной частотой встречаться при других эндокринных заболеваниях.
Физикальные методы исследования
Обязательные:
При наличии показаний:
Обязательные:
При наличии показаний:
На Роттердамской конференции (2003) были утверждены универсальные критерии, согласно которым диагноз СПКЯ может быть поставлен при наличии двух из указанных признаков:
Обязательные:
Терапию условно разделяют на три этапа:
На втором этапе терапии проводится стимуляция овуляции кломифеном, менопаузальным гонадотропином или препаратами чистого ФСГ. При высоких уровнях ЛГ показана индукция овуляции гонадотропинами совместно с применением Гн-РГ (декапептила).
Хирургический метод лечения (лапароскопия) может проводиться пациенткам после безуспешной гормональной терапии бесплодия, так как позволяет подготовить их к последующей, повторной стимуляции овуляции и приводит к наступлению беременности. Данный метод может быть применен на любом этапе лечения больных с бесплодием и СПКЯ в зависимости от результатов соответствующей реакции на проведение гормональной терапии. Оперативное лечение проводится в объеме каутеризации или резекции яичников.
Клинический эффект в виде стимуляции овуляции и наступления беременности наблюдается у больных в течение 6-12 мес после операции.
С целью профилактики рецидива СПКЯ назначают монофазные КОК (Марвелон, Фемоден, Диане-35, Мерсилон, Новинет, Регулон) или гестагены во вторую фазу МЦ – с 16-го по 25-й день.
Несмотря на высокий эффект стимуляции овуляции, нормализацию МЦ и высокую частоту наступления беременности, полного излечения не происходит, и довольно часто отмечается рецидив клинической симптоматики.