Трихомониаз является одним из наиболее распространенных заболеваний мочеполового тракта и занимает первое место среди заболеваний, передаваемых половым путем. По данным Всемирной организации здравоохранения (1999), 10% населения земного шара поражено
Трихомониаз является одним из наиболее распространенных заболеваний мочеполового тракта и занимает первое место среди заболеваний, передаваемых половым путем. По данным Всемирной организации здравоохранения (1999), 10% населения земного шара поражено трихомонадной инфекцией. Трихомониазом ежегодно заболевают около 170 млн. человек. Важность проблемы обусловлена не только широким распространением, опасностью для здоровья заболевшего, но и тяжелыми последствиями в виде осложнений, которые могут быть причиной бесплодия, патологии беременности, родов, плода и др.
К настоящему времени известно более 50 разновидностей трихомонад. У человека паразитируют только 3 вида: урогенитальные, ротовые и кишечные. Урогенитальные трихомонады – самостоятельный вид, морфологически и культурально отличающийся от ротовых и кишечных трихомонад.
У женщин местом обитания трихомонад является влагалище, у мужчин – предстательная железа и семенные пузырьки. Мочеиспускательный канал может поражаться как у мужчин, так и у женщин.
Женщины, имеющие случайные половые связи, страдают трихомониазом в 3,5 раза чаще, чем имеющие одного полового партнера.
На слизистые оболочки мочеполового тракта простейшие попадают при контакте с больным трихомониазом или носителем трихомонад. Трихомонады фиксируются на клетках плоского эпителия слизистой оболочки, проникают в железы и лакуны.
Возбудитель урогенитального трихомониаза – влагалищная трихомонада (Trichomonas vaginalis) – аэротолерантный одноклеточный анаэроб из отряда простейших класса жгутиковых. Trichomonas vaginalis паразитирует на эпителиальных клетках, не образует экзотоксина, повреждение клеток «хозяина» происходит только при непосредственном контакте.
Попадая в мочеполовой тракт, в среднем через 3-7 дней, трихомонады вызывают воспаление в виде острого, подострого или торпидного уретрита (уретропростатита) у мужчин и вульвовагинита и уретрита у женщин. Как правило, процесс изначально протекает в виде острой или подострой формы, затем через 2 месяца воспалительная реакция стихает, и трихомониаз переходит в хроническую форму или трихомонадоносительство.
Клиническая картина мочеполового трихомониаза неспецифична. Трихомонада способна поражать любые органы урогенитального тракта, процесс может также локализоваться на слизистой миндалин, конъюнктивы, прямой кишки. Следует отметить, что в виде моноинфекции трихомониаз встречается лишь у 10-30% пациентов, в 70-80% случаев урогенитальный трихомониаз ассоциируется с другими микроорганизмами, в том числе и инфекциями, передаваемыми половым путем (К.М. Ломоносов, 2004). Чаще всего регистрируются трихомонадно-гонорейная, трихомонадно-бактериальная (в ассоциации с энтерококками, гемолитическими стрептококками, эпидермальным стафилококком), а также трихомонадно-микотическая инфекции. Важен тот факт, что при микст-инфекции трихомонада является резервуаром для сопутствующей флоры, поэтому вследствие внутритрихомонадной персистенции гонококки, хламидии и другие неуязвимы для антибиотиков.
При трихомониазе чаще всего поражаются передняя часть уретры, иногда и задняя ее часть, и может возникать тотальный уретрит. При длительном течении инфекционного процесса возможно образование множественных стриктур. Могут присоединиться парауретрит, цистит и даже пиелит [4].
В зависимости от длительности заболевания и интенсивности реакции организма на внедрение возбудителя различают следующие формы трихомониаза:
• свежую (острую, подострую, торпидную);
• хроническую (торпидное течение и давность заболевания свыше 2 мес или не установлена);
• трихомонадоносительство (при наличии трихомонад отсутствуют объективные и субъективные симптомы заболевания).
Частота трихомонадоносительства, по данным разных авторов, составляет от 2 до 41%. Истинное число трихомонадоносителей неизвестно. Вероятность развития трихомонадоносительства зависит как от штамма трихомонад, так и от особенностей организма «хозяина».
У трихомонадоносителя естественный иммунный ответ на внедрение трихомонадных антигенов, родственных антигенам собственных эритроцитов, развивается в недостаточной степени. Играет свою роль и местный клеточный иммунитет. Трихомонадоносители, как и больные с вялотекущим воспалительным процессом, представляют серьезную опасность в эпидемиологическом отношении, являясь источником распространения трихомониаза. Трихомонадная инфекция не приводит к развитию стойкого иммунитета. Выявляемые у больных или переболевших трихомониазом сывороточные или секреторные антитела (АТ) являются лишь признаками существующей или ранее перенесенной инфекции, но неспособны обеспечить иммунитет. Выявляются они в течение года после перенесенного заболевания.
Диагноз мочеполового трихомониаза устанавливают на основании клинических признаков заболевания и обнаружения в исследуемом материале трихомонад.
Для качественного проведения лабораторного исследования важное значение имеет правильная подготовка больного к лабораторному обследованию. Необходимым условием является прекращение применения наружных и внутренних трихомоноцидных средств за 5-7 дней перед взятием материала.
Материал для исследования берут из влагалища, уретры, прямой кишки, у мужчин используют также центрифугат мочи и промывные воды.
Материал берут металлической петлей, пипеткой с резиновым баллончиком или используют желобоватый зонд.
Для лабораторной диагностики трихомониаза применяют следующие методы:
• микроскопию нативного препарата;
• микроскопию окрашенного препарата;
• культуральные;
• серологические.
В нативных препаратах возбудитель обнаруживается по его движению среди клеточных элементов и микроорганизмов. Влагалищная трихомонада определяется по грушевидной и овальной форме величиной немного больше лейкоцита, характерным толчкообразным движениям и жгутикам, которые особенно хорошо видны при исследовании в фазово-контрастном микроскопе. Ввиду того, что при длительном пребывании нативного препарата при комнатной температуре трихомонады теряют подвижность, исследование следует проводить сразу же после получения материала.
Преимуществом исследования трихомонад в окрашенных препаратах является возможность их исследования спустя длительное время после взятия материала.
В окрашенных препаратах трихомонады имеют овальную, круглую или грушевидную форму с хорошо выраженными контурами и нежноячеистым строением цитоплазмы. Информативность этого метода выше, так как определяются не только подвижные формы, но и неподвижные.
При отрицательных результатах исследования патологического материала трихомонады могут быть обнаружены с помощью культивирования отделяемого из уретры, влагалища, секрета простаты и спермы. Культуральный метод имеет большую ценность при распознавании атипичных форм с целью диагностики трихомониаза и при контроле лечения.
Иммунологические методы также неоднократно предлагались для диагностики трихомониаза, однако они не дают удовлетворительных результатов.
Ни один из указанных методов не гарантирует полного выявления трихомонад, у всех больных следует прибегать к неоднократным повторным исследованиям с применением всех доступных методов лабораторной диагностики. Все вышеназванные методы обследования дополняют друг друга. Их сочетание резко повышает выявляемость Trichomonas vaginalis.
Терапия урогенитальных инфекций остается актуальной и обсуждаемой проблемой дерматовенерологии, акушерства и гинекологии, урологии. В отношении трихомониаза основным предметом для дискуссий являются терапия микст-инфекций, а также выбор оптимального противотрихомонадного препарата [3].
Существует большой арсенал быстродействующих и эффективных антипротозойных средств. Все рекомендуемые препараты относятся к группе нитроимидазола. Родоначальником (впрочем, не потерявшим свою значимость и по сей день) является метронидазол. Этот достаточно эффективный препарат имеет ряд существенных недостатков. Как известно, во время курса и на протяжении 48 часов после терапии метронидазолом пациенту категорически запрещается принимать алкоголь, т.к. очень высок риск развития антабусной (дисульфирамовой) реакции. Метронидазол вызывает ощущение сухости во рту и нередко окрашивание мочи по типу мясных помоев, о чем следует предупреждать пациентов.
Наиболее современным и эффективным антипротозойным препаратом является орнидазол: однократный прием 1,5 г или 2,0 г соответственно гарантирует элиминацию возбудителя практически у всех больных с неосложненным трихомониазом. Однако частое отсутствие клинических признаков или их минимальная выраженность не позволяют достоверно определить сроки инфицирования, довольно проблемно исключить и поражение трихомонадами парауретральных желез, простаты и т.д. В связи с этим рекомендуется использовать орнидазол курсоми по 5-10 дней. Следует также подчеркнуть, что в отличие от метронидазола орнидазол не вызывает антабусной реакции. Кроме того, орнидазол не влияет на цвет мочи и не вызывает ощущения сухости во рту, что улучшает переносимость терапии [5].
На базе консультативной поликлиники ЦГКБ г.Киева проводилось исследование клинической эффективности и безопасности метронидазола и оригинального препарата орнидазола при лечении трихомонадной инфекции у мужчин. У больных, которые применяли орнидазол, побочные эффекты не отмечены, переносимость терапии была хорошей, жалобы отсутствовали. На основании проведенных клинико-лабораторных исследований было установлено, что орнидазол при дозировке 500 мг 2 раза в сутки обладает выраженным противотрихомонадным действием (табл.). Менее удачные результаты, полученные при лечении метронидазолом, следует расценивать как факт того, что микроорганизмы проявляют защитные свойства и образуют устойчивые штаммы, поскольку этот препарат используется во врачебной практике не одно десятилетие [1].
С сентября 2004 года у специалистов появилась возможность назначать современный отечественный орнидазол – Орнизол (производитель – ОАО «Киевмедпрепарат»), который обладает выраженной противотрихомонадной активностью, не вызывает антабусной реакции, доступен большинству пациентов.
Литература
1. Дмитриев Г.А., Брагина Е.Е., Кисина В.И. и др. Морфофункциональные особенности устойчивого к метронидазолу штамма Trichomonas vaginalis//Вестн. дерматол. – 1994. – № 4. – с. 12-15.
2. Коган Б.Г., Барабанчик Т.В. Современная этиотропная терапия трихомониаза//Ліки України, 1999, №10-11, с.30.
3. Копылов В.М., Бокарев Е.Г., Говорун В.М. и др. Урогенитальный трихомониаз: актуальные вопросы диагностики и лечения (пособие для врачей). М., 2001.
4. Межевитинова Е.А., Михайлова О.И. Трихомонадная инфекция: клиническое течение, диагностика и лечение//РМЖ, том 6, № 5, 1998.
5. Практическое руководство по антиинфекционной химиотерапии под редакцией Л.С. Страчунского, Ю.Б. Белоусова, С.Н. Козлова. М., 2002.